Москва / Точка зрения 28 марта 2013 г. 17:47

Кольцо без большегрузов

Interfax-Russia.ru – Ограничения на въезд фур на МКАД, по мнению экспертов, помогли незначительно сократить пробки в Москве и области. Для большего эффекта штрафы для фур-нарушителей увеличат.

Ограничения на въезд грузовиков на МКАД и Третье транспортное кольцо (ТТК) правительство РФ одобрило еще в феврале, а сам документ вступил в силу 1 марта. Однако быстрых изменений не последовало – уже после вступления закона в силу некоторые водители не стали изменять свой маршрут и продолжили въезжать на МКАД, несмотря на запрет и штрафы.

Авторы документа рассчитывали сократить пробки, улучшить экологическую ситуацию и снизить нагрузку на дорожную сеть столицы и области, ограничив въезд на МКАД машинам грузоподъемностью более 12 тонн с 6 до 22 часов в будни и с 6 до 00 в праздники и выходные. Те же ограничения распространяются и на въезд машин грузоподъемностью свыше 1 тонны на ТТК.

Следить за соблюдением закона собирались с помощью дорожных видеокамер и мобильных групп ДПС. Также на федеральных и региональных трассах были организованы специальные стоянки для фур, оборудованные площадками для отдыха водителей. Однако к концу марта эти стоянки, по словам заместителя мэра столицы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, посетили всего 15 машин.

Также эксперты не зафиксировали кардинальных изменений ни в столице, ни на подъезде к ней. По данным интернет-портала "Яндекс. Пробки" 1 марта пробки в Москве в 8:30 утра составили, как и обычно, 6 баллов.

Несколько дней спустя эксперты компаний "Геолайф" и "Яндекс" подтвердили, что после введения ограничений ситуация на дорогах изменилась незначительно.

Как отмечает "Коммерсант", эксперты "Геолайф" сравнили интенсивность движения по МКАД в течение трех дней (5-7 марта) с аналогичным периодом прошлого года. Полученные данные не показали резкого прироста скорости. Более того, год назад автомобили ехали быстрее. Рост интенсивности движения зафиксировали лишь 7 марта во второй половине дня.

"Следует учитывать тот факт, что в среднем по городу скорости заметно упали в связи с ростом автопарка и ухудшением обстановки на ряде ключевых участков дорожной сети", - пояснили изданию в "Геолайф".

В то же время, по данным "Яндекса", первая неделя запрета показала, что в часы пик транспортная ситуация на МКАД почти не изменилась, однако в районе полудня пробки на Кольцевой дороге стали меньше.

В то же время, по подсчетам специалистов департамента транспорта Москвы, в среднем грузовиков на МКАДе стало на 20% меньше.

"В ночные часы наблюдается обратная ситуация - происходит увеличение доли грузовых транспортных средств, что говорит о более эффективном использовании городской транспортной инфраструктуры. Предполагается, что перевозчики адаптируются к нововведению и начнут выстраивать график своего движения согласно существующим правилам. Однако адаптация потребует достаточного времени, чтобы все участники смогли перестроить свою работу", – уточнили в ведомстве.

В свою очередь, глава экспертного центра "Probok.net" Александр Шумский считает, что ограничения все же улучшат транспортную ситуацию в Москве.

"Думаю, что положительный эффект будет нарастать постепенно, так как сначала по инерции многие фуры днем все же заезжают в столицу. Транспортное поведение меняется медленно и обычно после 3-4 штрафов. Напомню, они выписываются автоматической системой фиксации правонарушений, т.е. гаишники не гоняются по МКАДу за грузовиками", – рассказал Interfax-Russia.ru эксперт.

Тем не менее, многие ждали большего эффекта. И показатели могли бы быть лучше, если бы въезд ограничили всем грузовикам. Однако в законе предусмотрены определенные исключения: так, запретом могут пренебречь водители, которые получили специальный бесплатный пропуск в Центре безопасности дорожного движения Московской области (ЦБДДМО).

Как пояснили в ЦБДДМО, получить его может перевозчик, у которого есть адреса погрузки-разгрузки на территории Московской области. Для этого нужно предварительно записаться в очередь, предоставить в ЦБДДМО необходимые документы и через какое-то время забрать пропуск.

Как рассказали Interfax-Russia.ru в ЦБДДМО, по данным на 28 марта выдано 3 тыс. 348 пропусков 386 организациям.

"На сегодняшний день в ГКУ "ЦБДДМО" обратились 911 организаций, количество заявленных пропусков 6820. В Учреждение поступают обращения перевозчиков не только из Московской области, но и из Челябинской, Тульской и других областей России, работа которых осуществляется в интересах Московской области", – рассказали Interfax-Russia.ru ЦБДДМО.

Кроме того, по данным министерства транспорта Московской области, в 2013 году лимит Подмосковья на выдачу пропусков составляет 12 тыс.

Кстати, в министерстве ожидали большей активности представителей транспортных компаний, и сейчас чиновники призывают "грузовые транспортные компании проявить активность в сборе документов и подаче заявок".

В свою очередь многие представители этих компаний уже подали заявки на получение пропусков, но до сих пор не могут получить их.

"Как же достала коррупция в России! Приехал сдавать доки для пропусков фур на МКАД, придумали запись, мне досталась на 26 апреля", – написал 27 марта в своем микроблоге в Twitter пользователь под ником Серега13.

Представители транспортных компаний также рассказали Interfax-Russia.ru об определенных трудностях. Например, операционный директор по транспортной логистике компании "Ителла" Марк Хьюз сообщил, что они заранее подготовили документы, но пропуски так и не получили.

"О процедуре получения пропусков можем рассуждать пока только гипотетически, хотя "Ителла" начала подготовку заранее. На данный момент, кажется, что система получения разрешений облегчилась, однако полной уверенности еще нет. Насколько нам известно, практически никто из наших коллег из других логистических компаний пропуска еще не получил", – рассказал собеседник Interfax-Russia.ru.

Он также отметил, что компания подавала документы на каждый автомобиль, который "попадает под ограничения, поскольку, вероятно, разрешения на проезд будут выдаваться на меньшее количество машин, чем требуется компаниям".

В свою очередь, генеральный директор логистической компании "Совтрансавтоэкспедиция" Леонид Шляпников рассказал Interfax-Russia.ru, что их компании также пока не выдали пропуски.

"В ЦБДДМО документы принимаются по предварительной записи, запись производится вперед примерно за неделю. Мы подали документы – ждем ответа, ни одного пропуска пока не получили. В то же время, мы пока не получили ни одного штрафа или предупреждения за нарушение режима движения грузового транспорта на МКАД. Но мы и не нарушаем введенного режима", – отметил собеседник агентства. Он также пояснил, что часть парка, работающего на международных перевозках, освобождена от ограничений.

"Ограничения движения по МКАД распространяются только на внутренние перевозки - междугородние и городские", – рассказал Леонид Шляпников.

В то же время, некоторые водители, чтобы быстрее получить документ, покупают пропуски у третьих лиц.

Другие идут на "благородный риск": продолжают нарушать, но исправно оплачивают штрафы, ведь существующее "наказание" в 300 рублей в разы меньше прибыли, которую получит владелец фуры от заказчика.

В правительстве решили пресечь подобную практику и увеличили штрафы.

"Действующий штраф 300 рублей оказался недостаточно эффективным. Что, собственно говоря, мы и предполагали. Я прошу внести соответствующий проект решения в Мосгордуму об увеличении штрафа постепенно, помесячно до 5 тыс. рублей", – заявил мэр столицы Сергей Собянин.

В конце марта закон, ужесточающий административную ответственность за нарушения ограничений на въезд и движения грузового автотранспорта по территории Москвы, одобрила Мосгордума. Документ предусматривает постепенное увеличение штрафа. С момента его вступления в силу (6 апреля) по 30 апреля штраф составит 1 тыс. руб., с 1 мая - 2 тыс. руб., с 1 июня - 3 тыс. руб., с 1 июля - 5 тыс. руб. Причем нововведения касаются и фур массой свыше 12 тонн, и грузовиков массой свыше 1 тонны.

"В мире нет ни одного мегаполиса, который бы разрешал грузовикам свободно разъезжать, когда им заблагорассудится. Более того, в большинстве европейских стран - в той же Германии - в выходные вообще запрещено грузовикам ездить даже по магистральным дорогам", – пояснил в интервью газете "Ведомости" мэр Москвы Сергей Собянин.

Помимо штрафов правительство Москвы планирует составить так называемый грузовой каркас – список улиц, где фурам будет разрешено или запрещено ездить. Как пояснил заместитель мэра города по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, такие меры необходимы для реализации градостроительной политики – чтобы власти понимали, на каких улицах строить транспортно-логистические центры, на каких – крупные торговые центры и пр.

По мнению генерального директора "Совтрансавтоэкспедиции", предпринятые меры повлияют на водителей, и они станут реже нарушать правила.

"Теперь размер одного штрафа составляет почти половину стоимости фрахта для перевозок по Москве или по пригородам. Если ранее кто-либо из перевозчиков соглашался с требованиями клиента и ехал, нарушая новые правила, то теперь большинство будет отказываться от таких поездок днем", – пояснил Interfax-Russia.ru Леонид Шляпников.

Однако эксперт не уверен, что все это благоприятно скажется на дорожной обстановке на подъезде к Москве.

"Перевозчики будут отстаиваться днем, вырастут простои и, соответственно, пропорционально увеличится стоимость перевозки для клиентов. Вырастет трафик на "бетонках", и появятся новые пробки на развязках, а также на наиболее интенсивных магистралях, сопряженных со выходами/входами на МКАД в урочные часы", – считает собеседник Interfax-Russia.ru.

С ним согласен и операционный директор по транспортной логистике компании "Ителла" Марк Хьюз.

"Путей объезда и стоянок временного размещения не хватает. "Бетонка", на которую вынужденно перебрались законопослушные перевозчики в дневное время, не способна принять такой поток машин ни по критериям современности, ни по пропускной способности", – рассказал Марк Хьюз.

Он также напомнил, что при принятии нового закона авторы учитывали, что большегрузный транспорт, въезжающий в Москву, в среднем загружен лишь на 25%. Ограничения должны были сделать логистику эффективнее, но на деле все вышло иначе.

"Транзит пустого грузовика к точке загрузки или возврат на базу будет затруднен, вследствие чего вырастет количество машин, необходимых для доставок груза по Московскому региону. Получается, коэффициент загрузки транспорта, работающего по Москве и области без пропусков, станет еще ниже", – пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.

Впрочем, пока рано делать выводы относительно эффективности нового закона – слишком мало времени прошло с момента его вступления в силу. Возможно, со временем ситуация стабилизируется. Вот только станет ли от этого столичный трафик менее напряженным – не знает никто.

Обозреватель Татьяна Кочеткова