Interfax-Russia.ru – Нападение на худрука Большого театра Сергея Филина связывают с его профессиональной деятельностью. Из-за инцидента состав Большого могут вновь ждать перемены.
Чуть больше года назад Большой театр праздновал грандиозное событие – открытие после затянувшейся на шесть лет реконструкции. Перемены тогда затронули не только само здание театра, но и известную во всем мире балетную трупу Большого, которая могла остаться без художественного руководителя.
В марте 2011 года руководство театра решило не продлять контракт с Юрием Бурлакой и собиралось предложить эту должность Махарбеку Вазиеву, возглавлявшему тогда Мариинский театр, или заведующему балетной труппой Большого театра Геннадию Янину. Однако из-за скандала Янин (его официальный сайт взломали и выложили компрометирующую информацию) был вынужден покинуть свой пост, а Вазиев сам отказался от вакантной должности и возглавил балетную трупу итальянского Ла Скала. Удача в итоге улыбнулась главе балетной трупы московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Сергею Филину, и вскоре он взялся за обновление состава трупы.
В итоге в распоряжении Большого оказались артисты из Мариинского театра, музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко и даже зарубежные танцоры. Перемены сказались и на репертуаре Большого, который обещал зрителям много интересный премьер. Однако 18 января неизвестный плеснул в лицо Сергею Филину серной кислотой – на лечение химических ожогов лица и глаз у врачей уйдет не менее полугода, и не известно, кто заменит художественного руководителя Большого, и сможет ли он вернуться в театр.
Поздно вечером 17 января Сергей Филин припарковал машину возле своего дома на Троицкой улице в Москве, когда сзади его окликнули по имени. Когда он повернулся, неизвестный плеснул ему в лицо какую-то жидкость и сбежал. Мужчина попытался протереть лицо снегом, но из-за усилившейся боли решил добраться до пункта охраны, и вскоре его отвезли в одну из московских больниц.
"Мое предположение – за ним следили. Он поздно вечером выезжал из театра, и когда подъехал к дому, было где-то без 20 минут 12 ночи. Его ждал некий человек в стороне. И пока Сергей пытался открыть замок, он подошел сзади и окликнул: "Сергей!" То есть, преступник знал, что это был Сергей Филин. Он обернулся, и в это время получил этот страшный удар в лицо", – рассказал журналистам гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов.
Само нападение попало в объектив камеры наружного наблюдения, однако изучение записи мало дало специалистам - лицо нападавшего частично скрывал шарф, а на голову был надвинут капюшон. Единственное, что смогли установить оперативники по видеозаписи, - нападавший был невысокого роста и, предположительно, молодой. Хотя знакомые артиста рассказали "Известиям", что нападавших было двое.
"Сергей говорит, что видел одного. Но его могли выслеживать, поэтому сложно точно сказать, сколько человек участвовало в нападении. Это должна установить полиция", – сообщила Interfax-Russia.ru пресс-секретарь Большого театра Катерина Новикова.
По данному факту возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). Полиция рассматривает две версии произошедшего: бытовую и профессиональную.
"Театр – это огромный и не всегда здоровый организм. На такой должности, как у Сергея, естественно, количество недругов – кто-то хочет ролей, кто-то хочет на гастроли. У всякого человека есть своя личная сфера жизни, и сбрасывать со счетов возможности неполадки в ней тоже нельзя", - заявил "Интерфаксу" ведущий солист Большого театра, заслуженный артист РФ Ян Годовский.
Хотя большинство коллег Филина убеждены, что нападение связанно именно с его профессиональной деятельностью.
"У Сергея все в порядке, жена, дети, семья. А проявления ненависти внутри театрального коллектива – ситуация, характерная не только для российских театров. Я работал во многих театрах мира и знаю, что везде все примерно одинаково", – пояснил бывший худрук балета Большого театра, народный артист СССР, педагог Борис Акимов.
Той же позиции придерживается и гендиректор Большого Анатолий Иксанов, пояснив, что таким образом кто-то "пытается внести раскол и разногласия в руководство театра".
"Это трагический случай, и только подлые нелюди могли на это пойти. Но нам важно найти даже не исполнителя заказа, а самого заказчика", – заявил он.
Их уверенность подкрепляет и тот факт, что незадолго до нападения худруку поступали звонки с угрозами, ему прокололи шины автомобиля, взломали его страницу в одной из социальных сетей и личную почту. Хакера, кстати, уже арестовали, и вполне возможно, что вскоре удастся найти и преступников, которые напали на Филина.
В больнице состояние пострадавшего оценили как среднетяжелое, хотя мужчина не только находился в сознании, но и общался с прессой. А министр культуры РФ Владимир Мединский был поражен тем, что художественный руководитель балетной трупы Большого, несмотря на ожоги лица первой, второй и третьей степени и повреждение роговицы обоих глаз, обсуждал с ним свои творческие планы и кандидатуру своего заместителя.
"Он держится, с юмором человек, у него позитивный настрой. Он хорошо себя чувствует, однако какие-то прогнозы пока давать опрометчиво. Будем надеяться на благоприятный исход", – пояснил главный офтальмолог департамента здравоохранения Москвы Лариса Машетова.
Изначально предполагали, что Сергея Филина направят на лечение в одну из бельгийских клиник – там военные медики должны были заняться лечением химических ожогов лица. Но врачи пересмотрели свое решение – сейчас главное полностью восстановить артисту зрение, поэтому его решено оставить в Москве. В конце января медики планируют провести еще две операции – удалить наиболее пораженные ожогом ткани лица и повторно прооперировать глаза (всего запланировано четыре операции).
"В течение 10-12 дней можно будет точно оценить последствия действия кислоты. Тогда же врачи должны собрать консилиум и решить, останется ли Сергей на лечение в России, или его нужно будет продолжить за рубежом. Сейчас ему помогают, пожалуй, лучшие в России специалисты", – пояснила Interfax-Russia.ru пресс-секретарь Большого театра Катерина Новикова.
Кстати, вскоре после нападения на Филина театральный режиссер Кирилл Серебренников сообщил, что руководству Театра им. Гоголя также угрожали. А 6 декабря на директора театра Алексея Малобродского напали неизвестные.
"Угрозы шлют достаточно давно, просто сначала мы их игнорировали и не обращали на это внимание, но после того, что произошло в четверг с Сергеем Филиным, просто решили это опубликовать, тем более, что с сегодняшнего дня идет широкомасштабное расследование по поводу угроз, куда подключились все правоохранительные органы. Мне предложили охрану, но у меня есть охрана. Я отказался. Буду ходить на работу с бейсбольной битой и травматическим оружием – пускай сунутся", - сказал "Интерфаксу" Кирилл Серебренников.
По словам пресс-секретаря Большого театра Катерины Новиковой, у них есть подозрения насчет заказчика преступления. Однако в театре не торопятся с громкими заявлениями, впрочем, как и с выделением охраны для артистов. И, несмотря на прецедент, театр продолжит свою работу, ведь в планах не только премьера спектакля "Онегин" в интерпретации Джона Крэнко, но и балет "Весна священная", которую специально для Большого поставил хореограф Королевского балета Уйэн Макгрегор.
Обозреватель Татьяна Кочеткова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".