Interfax-Russia.ru – Число ДТП с участием автобусов, перевозящих детей, в этом году значительно снизилось. Этого удалось достичь благодаря усилению контроля со стороны правоохранительных органов.
Резонансный случай с участием автобуса, перевозившего детей, произошел этой весной: в Германии задержали неисправный автобус, в котором находилось 40 российских школьников, выехавших из Калининграда на экскурсию. Осмотр показал, что автобус находится в неисправном состоянии. Впоследствии оказалось, что водитель автобуса, который одновременно являлся и директором турфирмы, подделал документы, которые позволили ему не проходить предрейсовый осмотр. Подобная халатность могла стоить нескольких десятков жизней, но, к счастью, обошлось без трагедии.
Другой случай произошел в мае в Псковской области. Автобус со школьниками ехал из Пскова в Санкт-Петербург на экскурсию. Водитель почувствовал себя плохо, но не успел остановиться, и автобус съехал в кювет. В итоге травмы получили 11 детей. Выяснилось, что некоторые их них не были пристегнуты ремнями безопасности.
Оба инцидента иллюстрируют халатное отношение к организации детских перевозок. Соблюдение же всех правил, рекомендуемых Госавтоинспекцией, позволяет избежать неприятностей, а также оставить у детей приятные впечатления от отдыха.
Порядок организованной перевозки группы детей установлен постановлением правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами".
Надежный транспорт – залог безопасности детей
Первое, по мнению экспертов, с чего следует начать подготовку к детской экскурсии – это выбрать надежный транспорт, прошедший необходимый технический осмотр. Такой автобус может быть на балансе у школы, либо же может быть арендован.
"Техосмотр автобусов проводится каждые шесть месяцев у аккредитованного оператора технического осмотра, имеющего аккредитацию для данных транспортных средств. Существуют определенные требования и перечень параметров, которые оператор проверяет. Проверка должна проводиться со специальным диагностическим оборудованием, которое позволяет установить те или иные характеристики транспортного средства и соответствие предъявляемым требованиям", - пояснил Interfax-Russia.ru заместитель начальника отдела технадзора ГУОБДД МВД России, подполковник полиции Алексей Ежов.
Согласно требованиям закона, в автобусе должен быть установлен исправный цифровой тахограф, должна быть карта диагностики, на креслах должны быть ремни безопасности, в салоне должны находиться аптечка, огнетушитель, знаки "дети" и "ограничение скорости". Кроме того, автобус должен быть оснащен системой ГЛОНАСС.
"Максимальную эффективность обеспечения безопасности детей в поездках дает только полный контроль всего процесса, от момента выбора перевозчика, если у образовательной организации нет своего транспорта, до индивидуальной подготовки и инструктирования детей. Учитывая тот факт, что сегодня отметку о техосмотре для грузопассажирского транспорта можно получить, даже не заезжая в сервис, особое внимание следует уделить транспортному средству, привлечь к его проверке сотрудников ГИБДД, потратить время на личный осмотр. Усилия, которые вы вкладываете в качественную организацию таких поездок – огромный взнос в безопасность ваших детей", - подчеркивает президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре.
Госавтоинспекция постоянно проводит широкомасштабную работу с образовательными организациями и учреждениями культуры по безопасной перевозке детей. На сайте ГИБДД размещена пошаговая инструкция по организации таких перевозок, чтобы организаторы перевозок могли четко понимать, какие документы, куда и когда они должны подавать.
Согласно действующему законодательству, не позже, чем за 10 дней до планируемой детской экскурсии ее организаторам необходимо подать заявку в Госавтоинспекцию для организации сопровождения.
Кроме того, организаторам экскурсии необходимо собрать пакет документов, который включает в себя маршрут, список и порядок рассадки детей, список сопровождающих, документ со сведениями о водителе. Если экскурсия продлится больше 12 часов, то группу должен будет сопровождать медик, данные о котором также должны быть в пакете документов.
"Перевозчик в рамках подготовки к поездке должен рассчитать маршрут свой так, чтобы автобус имел максимально возможное количество безопасных мест для остановок, должен рассчитать места возможной посадки детей в автобус и высадки из него, чтобы это было тоже безопасно, чтобы дети не выбежали на дорогу", - добавил представитель Госавтоинспекции Алексей Ежов.
Особые требования предъявляют и к водителям. Водитель, перевозящий детей, не должен быть привлечен к административной ответственности за нарушения в области безопасности дорожного движения, за которые предусмотрена ответственность в виде лишения прав, либо административный арест.
Согласно правилам, водитель также должен пройти предрейсовый медицинский контроль. Врач должен осмотреть его, спросить о самочувствии, провести тест на алкогольное, наркотическое или токсикологическое опьянение.
Родительский контроль
Особую бдительность, по мнению экспертов, также могут проявлять и сами родители, которые отпускают детей в поездку. Такой дополнительный контроль может помочь выявить нарушения. Госавтоинспекция рекомендует родителям обращать внимание на то, кто и как организует маршрут, узнать, какой компании принадлежит автобус, кто будет сопровождать детей. При отправлении автобуса они могут поинтересоваться, кто именно находится за рулем, и соответствует ли автобус договору фрахтования.
Вместе с тем, как отмечают сами родители, на сегодняшний день перевозки детских групп находятся под бдительным контролем правоохранительных органов и самих родителей.
"Сейчас к организованной перевозке детей относятся очень серьезно, прежде всего, сами родители. Согласитесь, им есть, что терять. За последний год мы дважды отправлялись в организованную поездку с детьми. Проверка необходимых документов ложилась на плечи представителя родительского комитета, которого назначили ответственным. Оба раза с нами был врач. Единственное, я никогда не видела, чтобы перед поездкой кто-то составлял схему расположения пассажиров в автобусе. В остальном все проходит без эксцессов, возможно, потому что компанию-перевозчика выбирают тщательно", - рассказала Interfax-Russia.ru представитель родительского комитета одного из детских учреждений Москвы Татьяна Якунина.
По словам представителя родительского комитета, благодаря бдительности ответственного за перевозку и тщательному подбору компании, у которой зафрахтован автобус, удается контролировать большинство моментов в организации таких поездок.
Тем не менее, надзор правоохранительных органов и родителей – не единственная мера предосторожности. Важно разъяснить детям правила поведения в автобусе и меры собственной безопасности. Ребенку требуется знать, что в салоне автобуса надо быть пристегнутым, а также не следует нарушать элементарные правила поведения: высовываться в окно, бегать по салону, сидеть в проходе и так далее.
Более того, если ребенок заметит какие-то нарушения со стороны водителя (превышение скорости, странное поведение), то он должен не бояться сообщить об этом своему сопровождающему.
Безопасность детей – приоритет для всех
В Госавтоинспекции отмечают, что максимально эффективно только совокупное выполнение всех требований безопасности. Это и техническая исправность автобуса, надежность водителя и соблюдение всех правил поведения на дороге.
Так, по словам Алексея Ежова, благодаря ужесточению требований к таким перевозкам число трагедий уменьшилось. "В этом году выявлено на 45% меньше нарушений со стороны перевозчиков и организаторов перевозки, это уже хороший показатель, т.е. на половину сократилось количество допускаемых нарушений", - отметил представитель Госавтоинспекции.
По его словам, на рынке стало появляться все больше перевозчиков, которые действительно готовы осуществлять перевозки с учетом всех необходимых требований безопасности.
Обозреватель Татьяна Мухина
Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах".