Москва / Точка зрения 27 ноября 2012 г. 16:31

"Тигр" вышел на свободу

Interfax-Russia.ru – Самбиста Расула Мирзаева признали виновным в причинении смерти по неосторожности. Спортсмена освободили из-под стражи в зале суда.

Замоскворецкий суд Москвы 27 ноября поставил точку в деле чемпиона мира по боевому самбо Расула Мирзаева по кличке "Черный тигр", после удара которого погиб 19-летний москвич Иван Агафонов.

Напомним, что стычка между Агафоновым и Мирзаевым, в ходе которой спортсмен ударил молодого человека по голове, произошла в Москве 15 августа 2011 года около ночного клуба "Гараж". Пострадавшего госпитализировали в тяжелом состоянии, и спустя несколько суток он скончался, не приходя в сознание. Узнав о гибели Агафонова, Мирзаев сам пришел с повинной в следственные органы.

Первоначально уголовное дело возбудили по статье о причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшему смерть, но затем переквалифицировали на непредумышленное убийство. Ст. 111 УК РФ о смертельном вреде здоровью предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет, в то время как по ст.109 УК РФ (убийство по неосторожности) максимальный срок заключения составляет два года.

Материалы дела передали в суд для рассмотрения по существу, но оттуда их вернули в прокуратуру. После этого столичные следователи СК РФ вновь предъявили Мирзаеву обвинение в причинении тяжкого вреда здоровью Агафонову.

Рассмотрение дела "Черного тигра" по существу длилось с 25 июля 2012 года. За это время было допрошено более 30 свидетелей, в том числе друзей погибшего и подсудимого; руководители клуба "Гараж", где произошел инцидент; а также врач, который оказывал Агафонову медпомощь после случившегося. Друзья подсудимого утверждали, что Агафонов вел себя агрессивно и вызывающе, чем спровоцировал Мирзаева. Приятели погибшего считают, что медики не оказали Агафонову своевременную помощь.

Спустя почти год после инцидента - 8 августа - стороны завершили судебное следствие и перешли к прениям, в ходе которых прокурор попросил назначить наказание подсудимому в виде двух лет ограничения свободы. Суд, основываясь на показаниях экспертов, переквалифицировал действия Расула Мирзаева на ст.109 УК РФ.

Ожидалось, что уже 14 августа спортсмену вынесут приговор, однако дело получило неожиданное продолжение – вместо оглашения приговора председательствующий по делу решил вернуться к стадии судебного следствия и вызвать в суд эксперта Сергея Леонова. Этот сотрудник института им.Бурденко проводил последнюю экспертизу и критиковал результаты предыдущих исследований. Он должен был установить, связана ли смерть Агафонова с полученными им травмами во время драки с Мирзаевым и использовал ли самбист навыки, полученные при изучении единоборств.

После того, как специалист дал показания, судья Андрей Федин приостановил судебное разбирательство. Оглашая решение, судья сообщил, что по делу провели четыре судебные экспертизы, однако их проводили врачи, и ответы, которые они дали в заключениях, выходят за рамки их профессиональных знаний.

В связи с этим судья посчитал, что необходимо провести новую комплексную судебную экспертизу с участием разных специалистов.

Федин поручил производство пятой экспертизы Российскому федеральному центру при Минюсте, который аккредитован для подобного рода деятельности. Экспертам центра предстояло ответить на 10 вопросов, сформулированных участниками процесса и одобренных судьей.

В частности, эксперты должны были выяснить, какова причина смерти Агафонова; мог ли удар Мирзаева быть причиной ускорения для дальнейшего падения погибшего, и состоит ли он в прямой причинной связи с его смертью; повлек ли удар потерю сознания Агафонова, а также нанесен ли удар с применением специальных навыков в области единоборств, и были ли допущены нарушения при оказании медицинской помощи.

Вместе с тем в Минюсте заявили, что эти вопросы выходят за пределы специальных знаний экспертов судебно-экспертных учреждений ведомства. В итоге за подготовку пятой экспертизы взялся Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздрава России. Правда, и его эксперты признались, что учреждение не располагает необходимыми специалистами: нейрохирургом, анестезиологом-реаниматологом, специалистом по спортивной медицине и другими.

Поэтому, по решению судьи, в состав экспертной комиссии включили судмедэксперта из Ленинградской области, нейрохирурга из академии им.Бурденко, анестезиолога из Научно-исследовательского института им.Склифосовского, специалиста по томографии и эксперта по спортивной медицине из института им.Пирогова.

Впрочем, даже эта группа экспертов не смогла однозначно ответить на вопрос, есть ли причинно-следственная связь между ударом чемпиона мира по боевому самбо и смертью вступившего с ним в конфликт Агафонова.

"В экспертизе говорится, что установить наличие или отсутствие причинно-следственной связи между ударом Мирзаева и смертью Агафонова невозможно, это выходит за пределы компетенции экспертов", - рассказала "Интерфаксу" адвокат семьи погибшего Оксана Михалкина.

При этом, по ее словам, в отличие от предыдущих экспертиз в новом заключении отсутствует пункт о том, что удар Мирзаева был незначительной силы. "Специалисты заключили, что определить силу удара невозможно", - сказала она.

Эксперты также не нашли никакой врачебной ошибки в оказании помощи Агафонову. "В заключении говорится, что прямой причинно-следственной связи между помещением Агафонова в травматологическое отделение вместо нейрологии и его гибелью нет", - отметила адвокат.

Вместе с тем пятая экспертиза показала, что молодой человек погиб от удара головой об асфальт. Именно закрытая тупая черепно-мозговая травма от удара о дорожное покрытие стала причиной смерти Агафонова, констатировал судья.

В итоге в ходе прений сторон 15 ноября прокурор вновь попросил суд переквалифицировать действия Мирзаева со ст.111 (причинение тяжкого вреда здоровья, повлекшее смерть) на более "легкую" ст.109 (причинение смерти по неосторожности) УК РФ. Гособвинитель просил назначить подсудимому наказание в виде двух лет ограничения свободы.

По словам прокурора, "исследованные в ходе судебного следствия доказательства и показания свидетелей говорят об отсутствии умысла у Мирзаева на причинение тяжкого вреда здоровью Ивана Агафонова".

В свою очередь семья Агафонова была разочарована позицией прокурора. "Я полагаю, что преданы интересы потерпевшей стороны, а гособвинитель не принял во внимание последнюю экспертизу, которую проводили высококвалифицированные специалисты. Мы считаем, что действия Мирзаева носили умышленный характер", - сказала в ходе прений адвокат потерпевших Оксана Михалкина.

Сам Мирзаев неоднократно сообщал в суде, что не хотел причинить вред Агафонову или тем более убить его, и просил прощения у родителей погибшего. На заседании 15 ноября он также призвал суд применить к нему статью 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). "По 109-й статье признаю себя полностью виновным", - заявил спортсмен в рамках прений сторон в суде.

При этом он попросил не акцентировать внимание на его национальности. "Не надо меня судить как кавказца, судите как россиянина. Я учился в России, выступал за Россию", - отметил Мирзаев.

27 ноября Замоскворецкий суд Москвы признал чемпиона мира по боевому самбо Расула Мирзаева виновным в убийстве по неосторожности Ивана Агафонова.

В материалах суда говорилось, что спортсмен ударил студента в результате конфликта "на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений". "Обладая специальными познаниями в области единоборств и владея соответствующими навыками, применив профессиональные навыки и спортивную подготовку, умышленно нанес потерпевшему один акцентированный удар", - сказал судья, оглашая приговор.

Несмотря на то, что Мирзаев является мастером спорта по борьбе самбо, чемпионом России и мира в этом виде борьбы, а также по комплексным спортивным единоборствам, в приговоре отмечается, что спортсмен причинил Агафонову "травматический отек мягких тканей правой щеки, не подлежащий судебно-медицинской квалификации как вред здоровью, от которого он упал, ударившись головой об асфальт".

Согласно материалам суда, Агафонов получил многочисленные травмы после удара затылком об асфальт, и это квалифицировалось как "тяжкий вред здоровью, состоящий в прямой причинной связи с наступлением его смерти".

Суд также исключил врачебную ошибку как возможную причину смерти в больнице Агафонова. "Оказанная Агафонову медицинская помощь была адекватна тяжести травмы, динамике развития ее клинической картины, своевременна, достаточна", - сказал судья, зачитывая приговор Мирзаеву.

Сразу после оглашения приговора с Мирзаева сняли наручники и выпустили из клетки. В сопровождении конвойных, судебных приставов и спецназовцев его быстро вывели из зала суда и отвели в конвойную.

Максимальным наказанием по ст.109 УК РФ может стать заключение на срок до 2 лет. По закону, один день, проведенный в следственном изоляторе, приравнивается к двум дням ограничения свободы. Поскольку Мирзаев находится в заключении с августа 2011 года, назначенный ему срок истек, и он был освобожден из-под стражи в зале суда.

Адвокат Мирзаева Алексей Гребенской уже заявил, что не будет обжаловать приговор суда.

Между тем адвокаты семьи Агафонова решили обжаловать приговор спортсмену. "Наказание, избранное Мирзаеву, слишком мягкое", - обосновала "Интерфаксу" данное решение адвокат потерпевших Оксана Михалкина, отметив, что она надеялась на объективный приговор, так как судебное следствие длилось долго, и суд изучал все стороны дела.

"Но сегодня получилось так, что Мирзаев ни в чем не виновен, а виновен асфальт. Конечно же, мы не согласны, мы будем обжаловать", - заявила адвокат, сообщив, что если в дальнейшем Мосгорсуд оставит решение в силе, то защита семьи Агафонова подаст жалобу в ЕСПЧ.

В свою очередь отец погибшего еще в ходе оглашения приговора пытался прервать судью. После нескольких реплик в адрес судьи к нему направился пристав, однако Агафонов сам попросился покинуть зал заседания. "Я уже год это слушаю, все тут уши развесили. Мне уже все это не важно. Можно, я выйду?" - сказал он и, не дожидаясь ответа, покинул зал.

Выйдя из здания суда, Агафонов заявил журналистам, что не хочет слушать решение судьи. "Уже все решено", - добавил он, покинув территорию, которая прилегает к Замоскворецкому суду.

Между тем, еще до оглашения приговора лидер националистического объединения "Русские" Дмитрий Демушкин высказал предположение, что после освобождения самбиста в столице может начаться обострение межнациональных отношений. "Конечно, такое развитие этой ситуации (освобождение Мирзаева по решению суда - ИФ) на благо межнациональным отношениям столицы не сыграет", - заявил "Интерфаксу" Демушкин.

Другой лидер националистического объединения "Русские" Александр Белов назвал приговор самбисту "пощечиной правосудию". "Складывается впечатление, что кто-то ждет провокаций. Я вам так скажу: никаких погромов, никаких массовых беспорядков сегодня не случится. В этом я вас уверяю. Но ненависть и гнев, который скопился в сердцах людей, следивших за этим (процессом - ИФ), выстрелит чуть позже, и тогда "манежка" покажется детским утренником по сравнению с тем, что будет", - заявил "Интерфаксу" Белов.

Со своей стороны глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов выступил против того, чтобы из "дела Мирзаева" раздували межнациональный конфликт. "Не нужно из этого бытового конфликта делать межнациональное столкновение. Это крайне вредно, опасно и безосновательно", - заявил Федотов "Интерфаксу".

По его словам, случаев, когда один человек бьет другого, тот падает, ударяется головой о камень и умирает - тысячи. "С точки зрения уголовного права это классическая история. Но абсолютно раздутая, причем на пустом месте", - считает глава СПЧ.

Вместе с тем правозащитник, член Московской Хельсинкской группы и глава Общественной наблюдательной комиссии Москвы Валерий Борщев посчитал приговор Мирзаеву слишком мягким. "Два года за такое действие - на мой взгляд, несправедливо", - сказал Борщев "Интерфаксу".

По его мнению, освобождение Мирзаева неправомерно. "Но проблема в экспертизе. У нас экспертиза определяет: если человек погибает не от удара, а ударившись об асфальт, то тот, кто бил, считается невиновным. Это неправильно. Возможно, у того, кто бил, не было умысла убить. Водителя, который без умысла сбивает насмерть пешехода, получает не два года наказания, а больше", - заявил Борщев.

Он считает необходимым ставить вопрос о том, как проводится экспертиза, и о законодательном определении виновности человека, после удара которого случилась смерть.

С его мнением не согласен лидер движения "За права человека" Лев Пономарев. "Я думаю, что суд поступил правильно", - сказал он про освобождение Мирзаева.

"Я уверен, что это не было преднамеренное убийство, и медицинская экспертиза была справедливой", - заявил Пономарев.

Чтобы избежать инцидентов, Мирзаева вывезли из зала Замоскворецкого суда под охраной на автозаке и передали родственникам в центре Москвы - на Болотной площади. Пока не известно, останется ли спортсмен в Москве или покинет пределы столицы.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".