Interfax-Russia.ru – Сотрудники ФСБ обыскали квартиры председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля в рамках уголовного дела о содействии терроризму и призывах к экстремизму.
Гейдару Джемалю 65 лет. Сам он считает себя "выдающимся современным философом, метафизиком, поэтом, публицистом, писателем, активным общественным и политическим деятелем, основателем метафизической школы радикального трансцендентализма".
Джемаль - лидер Интерсоюза, председатель Исламского комитета России, президент и инициатор Концептуального клуба "Флориан Гейер", московский представитель во всемирной ассамблее "Ахль аль-Бейт" (люди дома Пророка), постоянный член Хартумской исламской конференции, депутат Национальной ассамблеи РФ. Живет и работает в Москве.
Он также является членом координационного совета "Левого фронта". В своих публикациях неоднократно положительно отзывался о террористах-смертниках и о ваххабизме. Так, по его мнению, под термином "ваххабизм" следует понимать "борьбу исламских сил против тысячелетней кланово-племенной структуры, которая доминирует в кавказском обществе". Джемаль считает, что ваххабизм - "это единственный шанс Кавказа на спасение в следующей эпохе".
На протяжении 35 лет Джемаль, по его собственному утверждению, последовательно сопротивлялся тирании в любых ее формах: "В последние 10 лет являлся активным участником радикальной оппозиции как ельцинскому, так и путинскому режиму".
Об обысках 27 марта в своей квартире "Интерфаксу" рассказал сам председатель Исламского комитета. "В 7 утра ко мне стали ломиться пять следователей ФСБ. Я им не открыл, вызвал адвокатов. Они приехали, проверили их ордер. Ордер был реальный, выданный судом. Тогда я их пустил, и они сказали, что собираются искать экстремистскую литературу", - сообщил Джемаль.
Впрочем, по его словам, при осмотре квартиры следователи вели себя корректно. "Они ничего не изъяли, они брали и ставили на место, посмотрели несколько дисков на моем компьютере и ничего не обнаружили", - рассказал он.
После обыска в одной из квартир оппозиционера следователи отправились по другому адресу. "Они поехали продолжать обыск на другую квартиру, тоже имеющую отношение ко мне. С ними поехали моя жена и два адвоката, чтобы наблюдать за процессом", - сообщил глава Исламского комитета.
Причину обысков на квартирах Джемаля в ФСБ объяснили на следующий день. Как сообщили "Интерфаксу" в центре общественных связей ФСБ РФ, обыски прошли в рамках возбужденного уголовного дела по ст.205.2 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности или публичное оправдание терроризма) и ст.280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности).
"Установлено, что в сети Интернет на сайте www.islamcom.ru от имени Юсуф Аль-Ийери в открытом для широкого круга лиц доступе опубликована статья "Роль женщины в джихаде", в которой автор приводит примеры участия исповедующих ислам женщин в террористических действиях, в том числе против военнослужащих Вооруженных сил РФ на территории Чеченской Республики, и призывает читателей следовать их примеру", - рассказал представитель ФСБ.
По его словам, в соответствии с заключением Института криминалистики Центра специальной техники ФСБ "в указанной статье содержатся призывы к убийству большого количества людей путем совершения взрывов в рамках идеологической (политической) борьбы, а также заявления о признании практики терроризма нуждающейся в подражании".
"Указанные действия охватываются понятием "экстремистской деятельности" в соответствии с федеральными законами "О противодействии экстремистской деятельности" и "О противодействии терроризму", то есть, содержат признаки публичного оправдания терроризма, а также публичных призывов к осуществлению экстремистской и террористической деятельности", - отметил собеседник агентства.
По его словам, указанная статья на сайте www.islamcom.ru размещена с компьютера, установленного в офисе движения "Исламский комитет", руководит которым Джемаль.
В настоящее время сайт Исламского комитета имеет совсем другой адрес. В 2009 году он переместился с домена ru на домен org. Это произошло после того, как депутат Госдумы РФ Максим Мищенко направил генпрокурору запрос, в котором, основываясь на публикациях сайта www.islamcom.ru, потребовал признать Исламский комитет экстремистской организацией и привлечь Джемаля к уголовной ответственности. Однако проверку тогда не проводили. Сам запрос был опубликован на сайте Исламского комитета, правда, после перехода на другой домен был уже не доступен.
По всей видимости, материалы, на основании которых и был проведен обыск в квартире Джемаля, также были опубликованы на сайте Исламского комитета несколько лет назад.
По словам сотрудника ЦОС, обыски по месту проживания Джемаля и по месту его постоянной регистрации провели на основании "полученных установленным порядком судебных решений следственной службой УФСБ по Москве и Московской области". Во время обысков были изъяты электронные носители информации. При этом представитель ЦОС добавил, что следствие продолжается.
Сам Джемаль расценивает действия сотрудников ФСБ как попытку давления на него. "Я считаю, что все это вместе является психологическим давлением, связанным с моей политической оппозиционной деятельностью", - полагает он.
В свою очередь журналист Максим Шевченко, который выступил понятым во время обысков в квартире Джемаля, назвал действия сотрудников ФСБ "политической провокацией".
"Можно предположить, что затевается огромный скандал, поскольку новость об обысках обошла все радиостанции, телеканалы и была в топе информационных агентств. Для чего? Ну, например, для того, чтобы ФСБ так содействовало развитию гражданского общества, привлечению внимания к статье об экстремизме, с последующим обсуждением и отменой этой статьи", - пояснил "Трибуне Общественной палаты" свою точку зрения Шевченко.
Вторая версия, по его словам, предполагает "совершенную необдуманность и глупость работников ФСБ и силовых структур".
"Абсолютный такой, знаете, волюнтаристский наскок работников ФСБ и их начальников, решивших так нахрапом пугануть Гейдара Джемаля", - считает Шевченко.
Он попросил членов Общественной палаты обратить внимание на сложившуюся ситуацию, поскольку, по его мнению, речь идет о "наезде на свободу слова и вторжении в частную жизнь".
Обозреватель Анастасия Николаева