Северо-Запад / Эксклюзив 30 марта 2010 г. 17:13

Директор Государственного Эрмитажа М.Пиотровский: "Необходимо расширять круг культурных людей в стране"

Директор Государственного Эрмитажа М.Пиотровский: "Необходимо расширять круг культурных людей в стране"

С 1996 года в России действует Совет по культуре и искусству при президенте страны. 16 марта 2010 года Дмитрий Медведев подписал указ "Об утверждении состава Совета при президенте РФ по культуре и искусству". Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский был вновь назначен заместителем председателя Совета. О результатах работы этого совещательного органа, актуальных проблемах в области культуры и воспитании "нового человека" М.Пиотровский рассказал в интервью информационному агентству "Интерфакс Северо-Запад".

- Михаил Борисович, Вы в течение 14 лет входите в состав Совета по культуре и искусству при президенте России. Каковы результаты работы Совета и что, на Ваш взгляд, необходимо выносить на обсуждение в настоящее время?

- Я являюсь заместителем председателя Совета, а председателем является президент. Важнейшее, что дает Совет – возможность для представителей культурной общественности раз-два раза в год встретиться напрямую с президентом и обсудить те или иные проблемные вопросы: как стратегические, так и конкретно касающиеся той или иной области. Я думаю, что эта форма прямого общения очень важна. Сам Совет все время ротируется, поэтому там, как вы знаете, довольно разные представители культуры: от мастеров народных промыслов до эстрадных певиц. А посередине – серьезные актеры, художники, музейщики и так далее.

Один из результатов работы Совета, которым мы очень гордимся все, не только Совет, - это создание телеканала "Культура". Эта тема много обсуждалась еще с президентом Ельциным. Канал "Культура" возник именно на этом Совете.

Еще одной темой нашего обсуждения была проблема детского воспитания, воспитания через культуру. Кстати, это проблема вечная. На ближайшем заседании, видимо, опять будем возвращаться к этому. В какой-то мере создание детского канала "Бибигон" на телевидении – это тоже результат общения с деятелями культуры.

Последняя встреча президиума Совета по культуре была совмещена с заседанием Госсовета. Там мы обсуждали вопросы исторического прошлого, исторического и культурного наследия. К сожалению, с сохранением культурного наследия сейчас в России дело обстоит достаточно плохо, причем не только в материальном, но и в идеологическом понимании того, что это такое. Поэтому очень важно постоянное возвращение к этому вопросу на Совете.

Следующий Совет будет посвящен воспитанию "нового человека", созданию культурной сферы, в которой человек способен на инновации, а не только на модернизацию.

Кроме того, существуют рабочие группы, к обсуждению привлекается широкий круг деятелей культуры. Мы готовим рекомендации, которые рассылаются в разные министерства. Когда-то срабатывает, когда-то – нет. Мы обсуждали вопросы народных промыслов, например, и что с ними делать. Это очень непростая проблема в условиях массового производства и копирайта. Так вот, кое-какие меры были приняты именно по материалам рабочей группы.

Кроме того, Совет дает свои рекомендации президенту о кандидатах на премии. У нас три премии в области культуры, причем мы выработали такую схему: одна дается за великие заслуги в российской культуре, одна – за сохранение наследия в разных формах, третью получает молодое дарование, так сказать, звезда, недавно вспыхнувшая. Нам предстоит и в этом году их присуждать.

Вместе с Советом по науке мы присуждаем премию за особые гуманитарные достижения. Напомню, что эту премию получали Александр Солженицын, патриарх Алексий, президент Жак Ширак, Валентина Терешкова. Надеюсь, что список таких фигур не исчерпается у нас на глазах.

- На этот год есть какие-то планы по кандидатурам для награждения?

- А это мы вам потом скажем.

- Вы уже упомянули о создании телеканала "Культура". Сейчас очень много общественных дискуссий посвящено современному российскому телевидению и его содержательной составляющей. В частности, много критики высказывается по поводу показа сериала "Школа". Говорят и о том, что некоторые детские программы пропагандируют насилие. Как Вы считаете, действительно ли существует эта проблема на телевидении? Может, нужно вводить цензуру или принимать какие-то иные меры?

- Никаких цензур вводить не надо. Ни в коем случае, потому что она делает все привлекательным. Цензуру можно иметь только внутреннюю, и она бывает. Мы можем посмотреть на американскую прессу, у них есть мощная внутренняя цензура, они знают, что писать, а что - нет. Ведь они вовсе не все пишут. Классический пример – братья Кеннеди. Они вели достаточно разгульный образ жизни, который никак не соответствовал нравам и протестантско-католической морали. И никто про это не писал, хотя все знали. В прессе должны быть внутренние тормоза. Поэтому нужно воспитывать, воспитывать культурой.

Исправить то, что есть на телевидении, невозможно, потому что это отражает предпочтения людей. Надо понимать, что телевидение воспитывает политически, а культурно – отражает уровень публики. Поэтому нужно вводить как можно больше настоящего культурного материала. Надо не говорить, что что-то плохо, а пробивать всеми силами то, что хорошо.

Взять тот же канал "Культура". Вот говорят, что у него низкие рейтинги, узкая аудитория. Но нужно создавать правильный продукт и делать его интересно. Необходимо расширять круг культурных людей в стране.

- Медальон Николая II, один из украденных из Эрмитажа экспонатов, был недавно передан в Россию из США. Поступил ли он уже в Эрмитаж? Будет ли он экспонироваться или попадет в фонды музея?

- Этот медальон - массовое производство. Таких производили тысячи. Надо сказать, что среди вещей, которые были украдены из Эрмитажа, очень много вот такого массового производства. Медальон пока не прошел нашу эрмитажную экспертизу. Он, собственно, и привезен для того, чтобы его исследовать. Если он окажется тем, который украден у нас, то его передадут в хранилище, потому что это не выдающееся достижение искусства.

С экспертизой нужно обращаться очень осторожно. Недавно тут нашли кружку, вроде тоже из этих украденных экспонатов. Принесли, обмерили, взвесили – не та. Надо сказать, что у нас для вещей такого типа фотографии ничего не значат, а значат описание и вес.

- Как вы оцениваете перспективу возвращения оставшихся экспонатов в Эрмитаж?

- Среди украденных экспонатов было много всяких вилок, ножей, серебряных ложек – эти, конечно, не вернутся. Посуда, которая была, она, безусловно, для науки важна – там разные годы выпуска, но художественная ценность у таких вещей невелика. Найти их будет очень трудно. А все остальное постепенно вернется, потому что все возвращается. Надо только постоянно искать.

Опыт показывает, что краж было много: и у нас, и в мире. И все они раскрылись, кроме одной знаменитой кражи в Бостоне. Надо просто не закрывать дело, а искать. Не надо при этом шумиху устраивать и бегать с фонарями. Круг людей, которые могли быть причастны к краже, достаточно известен. За этими людьми ведется слежка и контроль.

- В Петербурге 26 июня планируется проведение гей-парада. Как Вы относитесь к идее проведения этого мероприятия культурной столице?

- Я думаю, что всякие сексуальные меньшинства – и вообще все меньшинства, они все разные – имеют свое право на существование. Но никто – ни меньшинство, ни большинство - не должны выставлять себя напоказ. У всех должна быть своя внутренняя жизнь. А парады надо устраивать для таких вещей, которые являются общенациональными. Например, военные парады. Или веселые парады во время карнавалов. В них могут участвовать абсолютно все. Всякие вещи с вызовом культурно контрпродуктивны.

- Вы выступаете за придание Дворцовой площади особого охранного статуса. На какой стадии сейчас находится этот проект?

- Существует выработанный регламент Дворцовой площади, но он не всегда выполняется и не полностью нас удовлетворяет. При Общественном совете Санкт-Петербурга создана специальная рабочая группа, которая работает над изменением этого регламента. Кроме того, мы находимся в постоянном контакте с властями города, в частности, с теми, кто организовывает фестивали и праздники на Дворцовой. Мы постоянно все согласовываем. Мы работаем над тем, чтобы вещи, которые происходят, соответствовали нашим представлениям о том, что должно происходить на Дворцовой площади. Мы и военные живем на Дворцовой площади, поэтому мы лучше всех знаем, что здесь хорошо, а что плохо. Надо отметить, что все проблемы мы решаем конструктивно. Площадь приобрела особый статус в головах людей в значительной мере благодаря нашей деятельности.

- В Перми реализуется проект по продвижению культуры "в массы". Привлечены десятки художников, дизайнеров, режиссеров для увеличения интереса жителей города к искусству. Как Вы оцениваете такую инициативу? Нужна ли такая "популяризация" культуры Петербургу?

- Пермь – замечательный город с замечательными культурными традициями. Там замечательная школа деревянной скульптуры, там прекрасные писатели, много чего замечательного творится. Очень хорошо, что Пермь стала таким центром, в частности, нового искусства. Что касается запуска культуры в массы, так этим мы занимаемся с утра до вечера, используем для этого самые разные формы.

Надо сказать, что Эрмитаж не боится таких вещей, которые кажутся иногда не очень традиционными. Мы во многом были пионерами. Мы были первыми, кто вывешивал изображения картин на месте реклам. Глаз людей надо приучать к хорошему. Всему плохому нужно создавать альтернативу. Хорошие люди потянутся к хорошему, а с плохими – другой разговор.