Лионский зал Екатерининского дворца в Государственном музее-заповеднике "Царское село" (Санкт-Петербург, г. Пушкин) открыли после реставрации. Богато оформленное помещение с "золотыми" шелковыми обоями и мозаикой из лазурита создал для Екатерины II во второй половине XVIII века архитектор Чарльз Камерон. Позднее оформление апартаментов обновили по проекту архитектора Ипполита Монигетти. Однако в годы Великой Отечественной войны фашисты уничтожили интерьер.
И вот, спустя 74 года после окончания войны, Лионский зал предстал перед посетителями во всей красе: реставраторы воссоздали потолочный плафон, мозаичные панели и текстильное убранство. Стены покрыли точной копией шелковых обоев – их изготовили на той же французской мануфактуре в Лионе, которая в XIX веке выполняла заказ русского Императорского двора.
О проделанной работе, сложности реставрации и интересе молодых людей к русской культуре в интервью "Интерфаксу" рассказала директор музея-заповедника "Царское Село" Ольга Таратынова.
– Ольга Владиславовна, все знают, что "Царское Село" – не только летняя парадная резиденция российских императоров, но и литературный символ России. Исходя из Вашего опыта, меняется ли со временем восприятие русской истории у молодого поколения россиян?
- В последние годы поток посетителей растет. Музей работает в условиях колоссальной востребованности. И это посетители всех возрастов: от маленьких детей, школьников, студентов до людей преклонного возраста. Мы принимаем также много иностранных туристов. По моему, это подтверждает, что сегодня интерес к русской истории и культуре действительно высокий, особенно у молодого поколения. Думаю, многих из них привлекает желание соприкоснуться с русской самобытностью, узнать нашу страну сквозь призму исторических событий.
Пожалуй, для музейщиков нет большего счастья, чем реставрация паркового павильона или дворцового интерьера. Мы обязаны восстановить и отреставрировать то, что было разрушено Великой Отечественной войной.
– Реставрация Лионского зала – один из этапов масштабного проекта по восстановлению царскосельского дворцово-паркового ансамбля. Как Вы оцениваете достигнутые результаты?
– Я считаю, что это прекрасный результат: масштабные реставрационные работы, выполненные профессионалами высочайшего уровня, были завершены в срок, и мы 5 июня открыли Лионский зал Екатерининского дворца для посетителей.
С финансовой помощью ПАО "Газпром" мы отреставрировали церковь Воскресения Христова Екатерининского дворца – архитектурный шедевр XVIII века, созданный по проекту Растрелли. Частично финансирование по этому проекту было перенаправлено на продолжение работ в Лионском зале.
– Как удалось приступить к сложнейшему процессу восстановления Лионского зала, интерьер которого считали одним из самых совершенных в Екатерининском дворце?
– Реставрация – одно из главных направлений музея. В прошлом году – 25 мая 2018 года – в дни проведения Санкт-Петербургского международного экономического форума, было подписано соглашение между музеем-заповедником "Царское Село", ПАО "Газпром" и французским фондом Engie об участии в воссоздании Лионского зала Екатерининского дворца. Определены сроки, составлен подробный график очень непростых работ.
Реставраторы имели дело, в том числе, с лазуритом – сложным в обработке камнем. Это сырье необходимо правильно отобрать и нарезать, чтобы вскрыть максимально красивые участки. Всего на отделку зала потребовалось примерно 1,4 тонны этого красивейшего афганского камня. Вся работа проходила вручную и продолжалась в течение восьми месяцев. Мастера искусно воссоздали лазуритовый пояс зала и живописный плафон, смонтировали обивку стен и оконных драпировок, отреставрировали кресла. На французской фабрике за счет фонда Engie по имевшемуся у нас образцу шелка "Золотой бутон" воссоздали аналогичную ткань. К счастью, исторический заказ царского двора сохранился в архивах.
Теперь Лионский зал, когда-то входивший в число личных апартаментов Екатерины II, вновь поражает своей роскошью и доступен для посетителей. Это историческое событие: спустя 74 года после завершения Великой Отечественной войны возвращена в экспозицию вся парадная анфилада Екатерининского дворца: от дворцовой церкви до Лионского зала.