Северо-Запад / Эксклюзив 25 сентября 2013 г. 11:42

Директор Северо-Западного института управления Президентской академии В.Шамахов: "Мы ставим перед собой амбициозную цель быть проводником между государством, обществом и бизнесом"

Директор Северо-Западного института управления Президентской академии В.Шамахов: "Мы ставим перед собой амбициозную цель быть проводником между государством, обществом и бизнесом"

Северо-Западный институт управления Президентской академии второй год подряд стал лидером по конкурсу среди вузов Петербурга. О том, какой была прошедшая приемная кампания, чем вызван столь высокий интерес к институту со стороны молодых людей и о планах вуза рассказал в интервью агентству "Интерфакс Северо-Запад" директор института Владимир Шамахов.

- Владимир Александрович, подведите, пожалуйста, итоги прошедшей приемной кампании. Как можете оценить абитуриентов этого года?

- Сравнивая уровень подготовки студентов-первокурсников, могу сказать, что за последние два года он существенно возрос. В прошлом году произошел коренной перелом, в этом году студенты пришли еще более сильные. Это отмечают все: и преподаватели, и сотрудники, и студенты старших курсов. Студенты более мотивированы - и я считаю, что это главное достижение последних двух лет, - они более мотивированы к обучению именно у нас, к получению знаний и навыков в тех профессиях, которые они для себя выбрали. Это сказывается и на их жизненной позиции, и на образовательной деятельности, и на внеучебной.

Причем это не "показушная" активность, как часто бывало в советские времена, а именно жизненная позиция людей. Это очень заметно и отрадно.

Если касаться количественных характеристик последней приемной кампании, то могу сказать, что они, в итоге, подтверждают качество образования в нашем вузе. Сейчас происходят одновременно три процесса: у нас увеличивается количество желающих поступить, у нас увеличивается стоимость обучения и у нас улучшается качество абитуриентов.

- А количество бюджетных мест?

- Оно тоже растет. И эти процессы идут одновременно.

Всего в этом году у нас было подано более 16 тысяч заявлений на первый курс на все формы обучения, из них 80% - на первое высшее образование. В 2012 году таких заявлений было 11 тысяч, в 2011 - 7,5 тысяч, а в 2010 - 5,8. Такова динамика за последние годы.

Всего на первый курс на все формы мы набрали 2,6 тыс. человек. На бюджетные места поступили 449 человек (это в 2,3 раза больше, чем в прошлом году). Конкурс на бюджетное место у нас, как и в прошлом году, стал самым большим среди вузов Санкт-Петербурга - более 40 человек на место и это при увеличении количества бюджетных мест.

- Очередной учебный год начинается с введения в действие нового федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Как изменится жизнь вуза в связи с этим?

- На мой взгляд, этот закон знаковый. В нем заложен мощный новый вектор развития вузов. Он состоит в том, что законодательно не только созданы возможности, но сформирована модель, которая позволяет вузам стать так называемыми предпринимательскими вузами.

Другими словами, созданы предпосылки для предоставления вузом самого широкого спектра дополнительных платных услуг. Открыты возможности, чтобы вуз мог зарабатывать, могли зарабатывать преподаватели, сотрудники и студенты. И все это совершенно законно и легитимно.

Наш институт давно шел по этому пути. Мы, не имея большого количества бюджетных мест (хотя это парадокс для академии государственной службы), вынуждены были оказывать достаточно широкий спектр услуг. Прежде всего, образовательных, исследовательских, консалтинговых, экспертных и так далее. Только 15% нашего бюджета составляют средства федерального бюджета, а 85% на протяжении последних лет мы сами зарабатываем.

Это обеспечивает нам экономическую стабильность, относительную независимость в реализации своих стремлений. А по сути, это соответствует той ситуации, которая сложилась в лучших мировых вузах. У них в консолидированном бюджете аналогичное соотношение поступлений.

- Вуз предлагает большой спектр программ дополнительного образования, в том числе для госслужащих. По Вашему мнению, охотно ли идут повышать свою квалификацию те чиновники, которые уже много лет занимают свои посты?

- Я хотел бы обратить внимание, что мы в последние годы занимаемся дополнительным профессиональным образованием не только чиновников. Это одна из важных категорий, с которой мы работаем, но после создания объединенного вуза - Российской академии народного хозяйства и государственной службы - мы активно стали работать со всеми категориями управленцев.

Если же говорить именно о чиновниках, то их желание или нежелание обучаться определяется не возрастом и не стажем госслужбы. Определяющий фактор - это внутренний настрой. Конечно, с возрастом он несколько меняется. Но все равно, очень много людей возрастных и с опытом действительно хотят совершенствоваться и расширять свои компетенции. В равной степени и среди молодежи встречаются внутренне ленивые и не настроенные на самосовершенствование люди.

Среди наших программ дополнительного образования наибольшим спросом пользуются программы в сферах антикоррупционной политики, конкурсных процедур, работы в условиях ВТО, стратегического планирования и территориального развития, качества и оценки эффективности госуслуг. Это наиболее перспективные и востребованные тематики на рынке дополнительного профессионального образования.

- Расскажите о "дорожной карте" института. Каким будет развитие вуза в этом году и в последующих, согласно этому документу?

- В прошлом году нашим институтом была принята так называемая "дорожная карта", которая определяет направления развития. Мы четко определились с конечной целью - превращение вуза через 5 лет, к 2017 году, в Центр превосходства в сфере общественно-государственных отношений в Северо-Западном федеральном округе. По нашим оценкам, одной из главных проблем сегодня является именно разрыв между государством и обществом, властью и бизнесом. Мы ставим перед собой амбициозную цель - попытаться стать проводником между этими сферами нашей жизни.

За счет чего мы хотим этого достичь? За счет того, что мы работаем в равной степени со всеми этими тремя категориями, за счет использования наилучших практик и методов, создания наиболее открытой благоприятной среды и так далее. В основе лежит оценка эффективности деятельности, поскольку сегодня не очень эффективным можно назвать соотношение расходов и результата. В основе должна лежать открытая модель оценки эффективности труда как государства, так и бизнеса, так и общественных организаций. Ведь многие общественные организации считают, что они имеют полное право выступать от имени всего общества, и их мнение непререкаемое. Это ведь не совсем так, и очень многие из них не то что бесполезны, но и вредны.

- Кстати, в институт еще никто не обращался с просьбой помочь оценить эффективность той или иной общественной организации?

- Пока нет. Пока к нам обратились только за помощью оценить эффективность деятельности органов государственной власти. Но мы сами в инициативном порядке начинаем заниматься этим вопросом - оценкой эффективности работы общественных организаций, планируем создать отдельную кафедру, которая будет этим заниматься.

- Когда она может появиться?

- Она будет создана в следующем году.

- Такой интерес к анализу работы общественных организаций как-то связан с последними изменениями в законе об НКО?

- Не напрямую. Конечно, эти процессы стимулируют интерес, но это было не главным мотивом. У нас вообще недооценено общественное управление. Его в совокупности никто не рассматривает. Хотя это совершенно отдельная категория: есть государственное управление, есть муниципальное, а есть - общественное. Этим никто ни на уровне науки, ни на уровне практики пока не занимается, у нас к этому относятся как к творчеству масс. Но когда это "творчество" пытается влиять на основные процессы страны, то этим надо серьезно заниматься.

- Весной в вузе был открыт факультет аспирантуры и магистратуры. Каковы его основные задачи?

- Мы поставили перед факультетом одну сверхзадачу. Это должен быть не просто факультет аспирантуры и магистратуры, а научно-исследовательский факультет. На первое место мы ставим научно-исследовательскую работу, и это не случайно. Мы убеждены, что сегодня важно создать таких ученых, которые работали бы на реальный вклад в экономику, на улучшение жизни региона, общества, страны. Это не должны быть исследования - по крайней мере, для нашего вуза, - фундаментального характера, они должны быть прикладными и ориентированными на практику.