Директор ЗАО "Киров-Энергомаш" М.Сидоров: "Мы рассматриваем варианты СП с "Росэнергоатомом" для строительства ПАТЭС"

Директор ЗАО "Киров-Энергомаш" М.Сидоров: "Мы рассматриваем варианты СП с "Росэнергоатомом" для строительства ПАТЭС"

До 2020 года в России планируется строительство семи плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС) для комплексного электро- и теплоснабжения изолированных потребителей. Пять станций предназначены для северного направления, две – для восточного. В конце 2011 года ОАО "Кировский завод" подписал с ОАО "Концерн "Росэнергоатом" меморандум об участии в строительстве серии ПАТЭС. О том, как продвигается реализация проекта и какое участие будет принимать завод в строительстве плавучих станций в интервью "Интерфаксу" рассказал директор ЗАО "Киров-Энергомаш" Михаил Сидоров.

- Михаил Юрьевич, как в настоящее время складывается ситуация с реализацией проекта плавучей атомной тепловой электростанции (ПАТЭС) на Кировском заводе?

- У нас по проекту ПАТЭС на основании ранее сформированной концепции разработано два документа: предварительное технико-экономическое обоснование инвестиций и бизнес-стратегия. Об этом было доложено генеральным директором "Кировского завода" на недавнем совещании в ОАО "Концерн "Росэнергоатом".

- Каковы итоги совещания?

- Основной итог в том, что "Кировский завод" рассматривается как приоритетная площадка для строительства ПАТЭС второго поколения. Были даны рекомендации по доработке наших документов, усилении рабочей группы. Руководство концерна проявило глубокую заинтересованность в представленных материалах и готово оказывать содействие в дальнейших подготовительных работах.

- Какие именно работы в рамках строительства ПАТЭС будет выполнять завод?

- Подход к реализации проекта исходит из создания кластера производства объектов с ядерными энергоустановками морского базирования (ОЯЭМБ) на базе завода. Предстоит оценить четыре варианта участия предприятия в строительстве ПАТЭС и выбрать наиболее подходящий. На первых этапах приоритет отдается варианту N2, согласно которому завод осуществляет изготовление и сборку ряда изделий, составляющих основную начинку ПАТЭС (без ядерной установки), в том числе крупных узлов – паротурбинных установок и баков МВЗ.

- В чем заключаются остальные варианты?

- Вариант N1 – строительство "под ключ", когда монтаж всего оборудования производит завод, N3 предусматривает изготовление меньшей части изделий – или турбин, или баков МВЗ, N4 – завод просто сдает в аренду цех. При варианте N2 монтажом оборудования в ПАТЭС занимается отдельная совместная организация, а мы предоставляем монтажные мощности и площади.

- Какие организации смогут произвести монтаж?

- Таким подрядчиком может быть и Кировский завод, но монтажных судостроительных организаций очень много – любой более или менее серьезный судостроительный завод или монтажная энергетическая компания при наличии соответствующих лицензий.

- Какой объем инвестиций необходим для подготовки площадки?

- По варианту N2 – около 875 млн рублей. В варианте N1 инвестиции будут больше, но только на портовую инфраструктуру, в частности, на грузоподъемное оборудование. В любом случае, объем инвестиций составит около 1 млрд рублей. При полномасштабной модернизации и создании при содействии "Росэнергоатома" нового эффективного производства это могут быть еще более крупные инвестиции, но и с большим экономическим эффектом.

- К какому сроку планируется доработать документы по второй ПАТЭС?

- К концу марта мы должны подготовить материалы для рассмотрения дальнейших перспектив проекта на уровне федерального правительства. Если это будет вариант N2, то с момента принятия решения нам нужно будет три месяца, чтобы изучить проектную документацию, через полгода будем заказывать металл и начнем изготавливать оборудование. С этого момента начнется активная стадия участия. То, что мы проинвестируем, может вступить в работу к концу 2013 года.

- На какую стоимость ПАТЭС второго поколения ориентируется Росэнергоатом?

- По данным из открытых источников, проект ПАТЭС оценивается в 17 млрд рублей.

- Будет ли меняться схема финансирования строительства?

- Рассматриваются варианты создания совместного предприятия с Росэнергоатомом. Форма на сегодняшний момент дорабатывается. Среди прочих обсуждается недавно утвержденная постановлением правительства РФ такая форма собственности, как инвестиционное товарищество, которое позволяет оперативно сконцентрировать ресурсы и повысить ответственность участников проекта друг перед другом за результат. Такая форма более жесткая и более ответственная для каждого участника товарищества: все организации, которые войдут в кластер, получат большие административные, финансовые и производственные возможности, но будут нести и огромную ответственность. Это направлено на то, чтобы не повторить ситуацию с первой ПАТЭС.

- На какой стадии находится ее строительство?

- Строительство первой ПАТЭС на "Балтийском заводе" находится в завершающей стадии, однако сегодняшние темпы не удовлетворяют заказчика. "Кировский завод" в этой ситуации готов принять ПАТЭС на своей площадке в случае, если такое решение будет принято.

- В чем принципиальные отличия ПАТЭС второго поколения от пилотного проекта?

- Принципиальное отличие в том, что в первом поколении ПАТЭС используется реактор КЛТ-40. Это наш "классический реактор", который используется во всех атомных подводных лодках, тяжелых военных кораблях и ледоколах. В плавучей станции второго поколения, возможно, будет применена принципиально новая конструктивная разработка - реакторная установка РИТМ-200М. Ее реактор имеет принципиально иные характеристики по надежности и безопасности, а также выдает большую мощность. Проект первой ПАТЭС был разработан в начале 90-х годов прошлого века и все конструкторские решения в этом плавучем блоке относятся к тому периоду. Кроме того, себестоимость второй ПАТЭС должна уменьшиться. По нашим оценкам, снижение должно составить более 17%.

- Какие еще площадки для строительства ПАТЭС, помимо Кировского завода, рассматривает "Росэнергоатом"?

- Думаю, что все судостроительные площадки России, которые находятся в зоне ответственности Объединенной судостроительной корпорации. Но поскольку прямых рычагов воздействия на корпорацию у концерна нет, он хочет получить максимально прозрачную схему, по которой сможет контролировать все процессы, происходящие в строительстве и влиять на них.

- Какое экономическое влияние проект ПАТЭС окажет на "Кировский завод"?

- Сейчас доля завода "Киров-Энергомаш" составляет 7,5% в общей выручке Кировского завода. Мы планируем довести ее до 25%, как только реализуем проект строительства ПАТЭС, то есть в 2014 году.