Пригород Петербурга Ломоносов (Ораниенбаум) отпразднует в сентябре 300-летие со дня своего основания. К этой дате готовятся не только в городской администрации, но и в Государственном музее-заповеднике "Петергоф", в состав которого входит дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума. О ходе подготовки к юбилею, реставрационных программах и работе всего музея-заповедника в интервью информационному агентству "Интерфакс Северо-Запад" рассказала генеральный директор ГМЗ "Петергоф" Елена Кальницкая.
- В сентябре Ораниенбаум отметит 300-летний юбилей, в связи с этим в музее-заповеднике ведутся масштабные реставрационные, ремонтные работы. Для посетителей откроются Большой Меншиковский дворец и залы Китайского дворца. В чем была главная сложность в реставрации дворцов? В чем особенности восстановления именно этих помещений?
- Реставрация памятников Ораниенбаума весьма специфична. Эти дворцы строились на прибрежных территориях, где сложно решаются вопросы гидроизоляции зданий и создания дренажа. Особенно сложные проблемы всегда возникали с Китайским дворцом – сегодня понятно, что под ним, скорее всего, проходит природный водоток, который обуславливал постоянную сырость в подвалах здания, построенного без цоколя, прямо на земле. В настоящее время разработана методика противокапиллярной защиты от сырости, принято решение протапливания здания до 5-6 градусов в зимнее время, что позволит сохранить уникальную отделку интерьеров на долгие годы.
Особенность ораниенбаумской реставрации проявляется, прежде всего, в том, что его внутреннее убранство полностью сохранилось с XVIII века. Поэтому специалисты в полной мере занимаются консервацией, сохраняя все аутентичные элементы отделки неприкосновенными.
- Какие экспозиции будут открыты в отреставрированных дворцах? Как проходит процесс их подготовки?
- В Большом дворце, первым владельцем которого был А.Д.Меншиков, будут впервые открыты после реставрации 10 залов. Музея как такового здесь никогда не было - наши предшественники делали в неотреставрированных помещениях выставки.
Сегодняшняя экспозиция включает в себя помещения второго этажа, сохранившие отделку второй половины XIX столетия - периода жизни во дворце Мекленбург-Стрелицких. Это Белая столовая, Малиновая гостиная, Серый кабинет и другие. Здесь будет максимально воссоздано интерьерное убранство этого периода. На первом этаже посетителей ждут современные экспозиционные решения. Государственный музей-заповедник "Петергоф" получил в прошлом году грант фонда В.Потанина "Меняющийся музей в меняющемся мире" и создал интерактивную экспозицию об истории Петергофской дороги за 300 лет ее существования.
В Китайском дворце будут показаны зрителям 4 отреставрированные зала, среди которых уникальный Стеклярусный кабинет. Остальные помещения гости музея увидят до начала реставрационных работ и будут иметь возможность сравнить. Реставрация Китайского дворца проводится при финансовой поддержке ООО "Газпромтрансгаз Санкт-Петербург" и немецкой фирмы BATH.
- Как восстанавливаются и подготавливаются к юбилею парки и сады музея?
- Активные реставрационные работы проходят в зонах, прилегающих к Большому дворцу. Восстанавливаются Нижний сад и Южный двор, на выходе из которого будет установлен памятный знак Меншикову в виде бронзового померанцевого деревца. Остальные территории будут приведены в порядок: их реставрация пройдет уже после юбилея.
- Какой Вы видите жизнь музея-заповедника в Ораниенбауме после юбилея? Продолжатся ли восстановительные работы? Нет ли опасений, что темп и интенсивность этих работ снизятся из-за меньшего внимания к ансамблю после юбилея?
- Надеюсь, что юбилей привлечет в Ораниенбаум многих любителей и ценителей старины. Реставрационные работы будут продолжены, они продлятся не один год. Музеи Ораниенбаума традиционно летние, поэтому они будут работать в привычном режиме. Впереди, в 2012 году - прокладка сетей по всей территории, завершение реставрации интерьеров Павильона Катальной горки, фасады которой уже выполнены, реставрация дворца Петра III, работы в парке.
Опасность, что после юбилея финансирование не будет бесперебойным, увы, имеется – так бывает. Однако средства на будущий год уже выделены, и мы надеемся на лучшее будущее для этого уникального места.
- ГМЗ "Петергоф" в последние годы открывает новые музеи, реставрируя дворцы и павильоны. Так, открылись Церковный корпус, Телеграфная станция, Фермерский дворец. Какие еще есть планы у музея на реставрацию и новые экспозиции на ближайшее время?
- Ну, такого бурного года, как этот, думаю, пока не предвидится. Сейчас музей видит свою главную задачу в реставрации памятников, многие из которых в аварийном состоянии. Нужна масштабная замена зеленого массива – многие деревья больные и старые. Требуются ремонты фонтанов и каскадов - например, знаменитая "Шахматная гора" ждет не дождется своей очереди. В тяжелом состоянии Марлинский пруд, Марлинской вал и многое другое. Будем продолжать замену кровли Большого дворца, теперь в Корпусе под гербом. Впереди реставрация его фасадов. На благотворительные средства ГСК ЕЭС будет выполнена подсветка Большого дворца.
Мечтаем о продолжении музеефикации парка "Александрия". Впереди – второй этаж Фермерского дворца, экспозиция в Фельдъегерском домике, посвященная развитию фельдъегерской службы в России, продолжение работ в Ораниенбауме. Петергоф – по сути, музейная империя, работы полно всегда. Планы масштабные.
- За жизнью парков Петергофа уже можно наблюдать в интернете. Предполагаете ли Вы и дальше внедрять и использовать современные, инновационные музейные технологии в Петергофе и Ораниенбауме? Можно ли ожидать, что в ближайшее время музейные экспозиции будут представлять собой не только собрание предметов и документов, но и видеоинсталляции, интерактивные программы?
- Мне современные подходы к музейному делу очень нравятся. Мы все время развиваем направление мультимедийных программ в экспозиции. Например, во входной зоне Китайского дворца можно будет увидеть компьютерную программу "Шинуазри в России". Она предвосхитит знакомство зрителей с интерьерами дворца, которые станут им ближе и понятнее. Во дворце Петра III можно будет увидеть мультимедийный фильм о судьбе несчастного императора и о его знаменитой крепости Петерштадт.
Еще одна любопытная новинка – экспозиция "Ожившая археология", которая откроется в Меншиковском дворце и позволит включить найденные археологические элементы в контекст виртуально воссозданных памятников.
- Недавно Вы сообщали о намерениях компании Google сотрудничать с Петергофом и сделать видеокарту музея. Продвигается ли этот проект?
- Проект с Google нам очень интересен, мы участвуем в нем одними из первых в музейном сообществе. Соглашение уже подписано, и мы начнем работать в конце июля - начале августа, как только в Санкт-Петербург прибудет необходимое для съемок оборудование.
Съемка будет проводиться со специального "трайка". По парку трайк будет передвигаться самостоятельно (трайкер будет крутить педали). Ширина самого трайка - 125 см. В день будет сниматься (при непрерывной съемке) порядка 18 км.
Нам этот проект представляется современным и интересным, ждем его воплощения.
- Главный символ Петергофа – скульптуру Самсона – недавно отреставрировали и торжественно вернули на историческое место. Как Вы считаете, надолго ли "хватит" результатов реставрации, учитывая качество воды, бьющей из фонтана? Как качество и состав воды влияет на работу остальных фонтанов Петергофа?
- Фонтаны Петергофа питаются родниковой водой с Ижорской возвышенности. На этой территории сверху залегает слой известняков и доломитов глубиной от 10 до 150 метров, который благодаря своей пористой структуре как губка впитывает в себя дождевые и талые воды. Проходя через толщу породы, вода минерализуется, обогащается ионами кальция, сульфат-ионами и на склонах возвышенности выходит на поверхность в виде родников, ручьев и речек.
Действительно, эта жесткая минерализованная вода, в которой содержится до 0,8 г/л минеральных веществ, не лучшим образом влияет на состояние золоченого фонтанного декора. На скульптурах появляется известковый трудноудаляемый налет, приходится часто производить новое золочение. Но это природная вода, которая использовалась для работы фонтанов исторически. Золочение Самсона впервые сделано двойным слоем сусального золота, и мы надеемся, что лет на 7-8 его "хватит". А время покажет - бурное развитие территории, по которой проходит водоподводящая система Петергофа, сохранности фонтанного хозяйство не способствует. Увы.
- Действительно ли осушается система водоснабжения фонтанов в Петергофе, из-за чего падает напор воды? Угрожает ли это каким-то образом работе фонтанной системы?
- Проблема нехватки воды для фонтанов возникала периодически с момента создания водоподводящей системы. Еще в середине XVIII века было замечено, что в засушливые годы при ежедневном действии фонтанов наблюдается недостаток воды. Опасаясь перебоев работы фонтанов, Канцелярия от строений летом 1750 года провела заседание с участием фонтанного дела мастера Брунати, на котором было решено устроить на Старо-Петергофском канале накопительный водоем с плотиной, получивший название Шинкарский. Однако устройство Шинкарского водоема не улучшило водоснабжения фонтанов и Гранильной фабрики, которая в то время потребляла около трети всей поступающей воды.
В одном из рапортов в Министерство императорского двора управляющий петергофскими фонтанами Ф.Вистенгаузен сообщал, что летом 1826 года все ключи у деревни Большое Забродье совершенно иссякли, что действие фонтанов и Гранильной фабрики наполовину сократились. Подобные ситуации повторялись с периодичностью раз в 40-50 лет. В последний раз это было в 1972-1973 гг., когда фонтаны работали по 2-3 часа в день.
Конечно, активное строительство в зоне водосбора представляет огромную угрозу водоподводящей системе фонтанов, и мы делаем все возможное для обеспечения ее экологической безопасности.
- Руководители многих петербургских музеев иногда сетуют на неподобающий внешний вид посетителей, туристов, особенно тема "музейного дресс-кода" становится актуальной летом. Как Вы считаете, целесообразно ли рекомендовать посетителям музеев, особенно музеев-храмов или торжественных дворцово-парковых ансамблей, какими являются Петергоф и Ораниенбаум, воздержаться от слишком открытых нарядов или спортивной, рабочей одежды?
- Я считаю, что это необходимо. В Петергоф приезжают как на пляж, половина мужчин в это жаркое лето ходят с обнаженным торсом - и среди них есть как "аполлоны", так и не очень… Я воспринимаю это и как непонимание уникального статуса этого места, и как неуважение к нашей работе, и просто как проявление бескультурья.
Но уверена я, увы, и в том, что если человек позволил себе раздеться в императорской резиденции, где все дышит историей его отечества, убеждать его в неправоте бесполезно. Он не захочет понять этого все равно. Боюсь, что тут возможны только непопулярные меры – штрафы или выдворение с территории. Пока мы к этому не готовы, но это время обязательно наступит.
Кстати, ни единого раза я не видела у нас в гостях раздетого иностранца…