Россия в 2016 году отмечает 120-летие со дня первого массового кинопоказа в стране. Повестка дня в сфере культуры в этом году будет всецело посвящена именно Году кино. О том, как развивается одна из старейших киностудий России и какие съемочные проекты здесь создаются, рассказал в интервью информационному агентству «Интерфакс Северо-Запад» генеральный директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин.
- Эдуард Анатольевич, расскажите об итогах 2015 года для «Ленфильма».
- Итоги невероятные. Прошлый год принес нам очень много открытий. Прежде всего, мы запустили Пятый павильон: он стал полноценным пространством, оснащенным для кинопроизводства с возможностью размещать сложнейшие декорации. Это самый большой съемочный комплекс в центре города. Там же были построены декорации к фильму «Контрибуция», съемки которого велись на «Ленфильме» в течение прошлого года.
Мы создали новое общественно-культурное пространство – киноцентр «Ленфильм», который стал для нас источником дополнительного дохода. Удалось сделать так, что киноцентр превратился в место притяжения людей кинематографических профессий, студентов, да и просто активных жителей, которые разбираются в кино и интересуются кино. Уже через месяц после открытия у нас был аншлаг, стопроцентно заполненный зал. Это приятно удивляет, радует и говорит о том, что мы сделали верную вещь.
«Ленфильм» открыл выставочное пространство. Сначала это был просто эксперимент в «Великан Парке», мы хотели посмотреть, насколько эта идея будет востребована. Эксперимент имел огромный успех! Поэтому мы решили сделать постоянное выставочное пространство на «Ленфильме». Ранее корпус, который мы отдали под экспозиции, не использовался в производстве, там находилась библиотека. Для книг нашлось более удобное место, поэтому в том корпусе мы сделали большой VIP-просмотровый зал, который можно задействовать во время фестивалей.
«Ленфильм» перестал говорить о программе выживания. Мы стали обсуждать будущие проекты, киностудия развивается. Мы сохранили студию, возродили ее, теперь находимся в развитии. При активном участии губернатора города, при поддержке министра культуры мы создаем новый «Ленфильм».
Недавно мы подписали с городскими властями соглашение о создании «Ленфильм-парка». Это будет городское общественно-культурное пространство. В этом году будет утверждена концепция, начнется строительство «Ленфильм-парка». Сейчас мы определились и с местом. Но пока об этом рано говорить, нам нужны детали участия различных инвесторов. Сам «Ленфильм» готов к реализации, хорошо продумана программа действий.
Появился проект развития киностудии на этот год – это проект создания филиала «Ленфильма» в Кронштадте. Мы хотим открыть там филиал цеха подготовки съемок, расширить выставочное пространство. Филиал разместится в военном городке Кронштадта, переданном министерством обороны в собственность города. Сейчас мы думаем, как нам как государственной киностудии развить этот проект. Планируем хранить там игровую технику, реквизит, костюмы и прочий съемочный арсенал, а одновременно устраивать выставки, ведь многим людям действительно интересно посмотреть на «изнанку» кино.
«Ленфильм» открыл и образовательный центр, запустил программы переподготовки кадров по разным специальностям.
- Какие съемочные проекты были реализованы?
- После многолетнего затишья мы впервые выпустили картину. Это мелодрама с комедийными нотками «Развод по собственному желанию» режиссера Ильи Северова, она сразу попала на фестиваль в Выборге и уже получила восемь наград на различных фестивалях.
Кроме того, режиссер Сергей Снежкин снял фильм «Контрибуция». Это исторический детектив, премьера состоится уже скоро. В прокат фильм выйдет 17 марта. Помимо зрительской версии длиной в 1 час 40 минут создана и режиссерская версия – 2 часа 50 минут. Именно режиссерская версия заинтересовала «Первый канал», и мы подписали договор о телевизионном показе «Контрибуции» на телеканале.
Также запущен в производство «Ленинградский вальс», он же «БлокАда», московского режиссера Александра Касаткина. Мы впервые за историю студии смогли выйти на сверхплановые показатели по производству. На выпуск картины от момента подачи заявки до самых последних штрихов сегодня уходят месяцы, а не годы, как было раньше. Приятно осознавать тот факт, что в августе мы только приступили к съемкам фильма «Птица», а сейчас завершаются финальные штрихи. Это, с одной стороны, авторское кино, с другой, я уверен, что фильм станет очень популярным, завоюет зрительскую любовь. Я вижу в нем очень высокий потенциал.
Очень радует и то, что сегодня в Петербург на «Ленфильм» приезжают режиссеры из других городов. Раньше выпускники того же ВГИКа приезжали на «Ленфильм» по направлению, а в последние годы было не уговорить молодого специалиста приехать к нам. Режиссеры понимают, что все деньги – в Москве. Многие талантливые специалисты отказывались от «Ленфильма», потому что у нас, например, не было полного второго состава для съемок. То есть чтобы приехать снять фильм, нужно было полностью перевозить с собой всю «экспедицию». Производственная цепочка была нарушена, отсутствовало необходимое количество специалистов в цехах. Сейчас мне приятно видеть, что очень многие кинематографисты перебрались к нам. Даже некоторые режиссеры «Мосфильма».
- «Мосфильм» не ревнует?
- Нет, мы сотрудничаем. Поскольку оператор «Птицы» Дмитрий Савинов живет и работает в Москве, то нам удобнее и быстрее сделать так, чтобы часть работ по постпродакшну «Птицы» велась на «Мосфильме». Также некоторым московским продюсерам по разным причинам нравится работать на «Ленфильме», так что мы с киностудией «Мосфильм» дополняем друг друга.
- «Ленфильм» сегодня – это прибыльное предприятие?
- Да, за 3-й квартал 2015 года прибыль (без учета аварийных работ, которые были завершены в первом квартале) составила более 25 млн рублей. Четвертый квартал еще считаем, так что итоги года будут рекордными за последнее 10-летие. Мы всегда сравниваем показатели с предыдущими годами, и видим положительную динамику и существенный рост.
Три года назад нам досталась фабрика с операционными убытками в 2 млн рублей в месяц! Было накоплено долгов на 82 млн, «висели» незаконченными три картины, в которые надо было вложить еще 100 млн. Эти факторы серьезно мешали нам спокойно и динамично работать.
- Какие съемочные планы?
- В нашем пакете сегодня более 20 проектов на ближайшие годы. Среди самых интересных – проект известного мастера, драматурга Александра Бородянского о Кронштадтском мятеже. Началась сценарная разработка. Речь пойдет о большом периоде жизни героев, и естественно, будут освящены события, о которых ранее история умалчивала по различным причинам. Там, безусловно, будет и роль вождя революции – Владимира Ильича Ленина. Поэтому нам было приятно услышать мнение актера Леонардо ди Каприо, что он готов сыграть этого персонажа.
- «Ленфильм» приглашал ди Каприо в этот проект?
- У нас кастинг открыт. Идет доработка сценария.
- То есть вы не исключаете такой возможности?
Мы не исключаем. Иначе говоря, мы не делаем ограничений – ни для московских актеров, ни для петербургских, ни для голливудских звезд. К примеру, в нашем совместном со студией «Кинотун» проекте Rock&Road снимались как французская звезда Сэми Насери, так и любимец Люка Бессона Антон Яковлефф.
- Фильм появится в столетний юбилей революции?
- Мы как раз ориентируемся на то, что в 1917 году будут отмечаться «революционные» юбилеи. Пока рабочее название проекта– «Кронштадтский мятеж».
Есть и другие интересные съемочные идеи. Мы уделяем много внимания проекту о Дмитрии Ивановиче Менделееве. На мой взгляд, это недооцененная кинематографом личность, которая сама по себе является украшением России, событием в истории России. Он подарил всему миру огромное количество изобретений, причем не только те вещи, которые у всех на слуху. Он был очень разносторонней личностью. Так случилось, что он приютил семью Шостаковича – Дмитрия и Софью, и в семье Менделеева вырос их мальчик – Дмитрий Дмитриевич Шостакович, подаривший миру потрясающие музыкальные композиции, которые, в том числе, вдохновляли народ на победу. Дочь Менделеева вышла замуж за Александра Блока. Таких исторических перипетий в жизни Менделеева было очень много, это сверхинтересный человек, потрясающая эпоха для всей страны. Над этим проектом мы работаем уже второй год. Всю фактуру собрал академик Окрепилов, помог и музей Менделеева. Над сценарием работает Михаил Кураев при участии главного редактора киностудии Светланы Кармалиты.
Вместе с киностудией Дагестана мы работаем и над интереснейшим проектом про имама Шамиля. Процесс сложный, дорабатывается сценарий. Тема тонкая, но это веха для Российской империи, для всего Кавказа.
- В конце прошлого года в СМИ появлялись слухи о возможной приватизации «Ленфильма». С вашей точки зрения, с чем связаны подобные разговоры, кому может быть необходима приватизация? Как к идее приватизации относятся на «Ленфильме»?
- Эти слухи появились в прессе. На мой взгляд, это была какая-то ошибка, кто-то кого-то недопонял. Мы следили за комментариями в СМИ, я задавал вопросы по поводу приватизации министру культуры. Ответы очень простые: есть активы «Ленфильма», которые уже давно не работают, есть еще какие-то заброшенные и «замороженные» объекты по всей стране. Если говорить про нашу киностудию, эти активы «Ленфильму» не нужны. Что касается собственно «Ленфильма», решение было принято президентом России: киностудию сохранить и возрождать. Поэтому разговоры о приватизации не имеют под собой основы. Хотя, конечно, эти комментарии взволновали наших коллег-кинематографистов, театральных деятелей, актеров. Могу подтвердить, что все заинтересованы в том, чтобы киностудия сохранялась. Потому что в противном случае «Ленфильм» просто исчезнет, уйдет с этого места. «Ленфильм» - один из символов города, и я думаю, что все солидарны с этим мнением. Никакой приватизации «Ленфильма» быть не может.
- Какова судьба прав на «золотую коллекцию» «Ленфильма»?
- Продолжаются обсуждения, поиски возможных вариантов нам эти права возвратить. Киностудия заинтересована получать доходы хотя бы с части своей «золотой коллекции», направлять их на новые съемки. Мы находимся в постоянном контакте с Госфильмофондом. Подписано соглашение – меморандум о сотрудничестве. Дальше начнется работа над деталями. Обладание коллекцией – это дополнительные средства, которые необходимы на развитие собственного кинопроизводства. Ведь государство по закону может давать субсидии на кинопроизводство не более 70%, но по факту дается меньше. Остальные средства студия должна искать сама. Все киностудии мира живут именно по такому принципу.