Продажи фармацевтической компании Biocad по итогам 2016 года составили более 14 млрд рублей, превысив показатель 2015 года на 40%. В 2017 году компания планирует сохранить такую динамику и активно развивать экспортное направление. О том, какие регионы дальнего зарубежья являются приоритетными для Biocad, как компания планирует развивать свою производственную базу и об инвестициях в R&D в интервью агентству "Интерфакс Северо-Запад" рассказал основатель и генеральный директор компании Дмитрий Морозов.
- Дмитрий Валентинович, какие инвестиции Biocad планирует на 2017 год, на что они будут направлены?
- Одна из основных задач - увеличить инвестиции в R&D до 20% от выручки, что составляет 50-70% от общего объема вложений. Мы сейчас увеличиваем этот показатель, так как видим в нем принципиальную важность для будущей конкурентоспособности компании. В ближайшие пять лет инвестиции в развитие производственных мощностей и новых продуктов только в Петербурге составят около 20 млрд рублей. В частности, планируется строительство центра доклинических исследований, а также производства химических субстанции и готовых форм общей площадью более 10 тыс. кв. м в промзоне "Пушкинская". Полностью реализовать этот проект планируется до 2027 года.
- А как развивается экспортное направление?
- Мы видим в нем большой потенциал, наши экспортные контракты хорошо продвигаются. В некоторых странах регистрация препаратов выходит на финишную прямую. Со всеми приоритетными зарубежными направлениями начало работы было положено еще около трех лет назад, сейчас мы их развиваем и видим большой прогресс.
- О каких странах идет речь?
-В Сирии подаем заявку на тендеры. Мы участвуем в тендере по поставке ритуксимаба в Алжире, сейчас ожидаем получение регистрационного удостоверения. Совсем недавно состоялась деловая поездка в Турцию. Кроме того, мы уже вышли на финишную прямую с точки зрения подписания твердых контрактов по поставке наших препаратов на рынок Египта. В ближайшие полгода ожидаем ряд GMP инспекций, например из Ирака, Малайзии.
- Сохраняются ли у компании планы и по выходу на рынок Японии?
- Наш японский партнер провел уже две консультации в министерстве здравоохранения Японии относительно бевацизумаба. Процесс идет очень хорошо, сейчас прорабатываем коммерческие условия и будем готовить досье к подаче. Как только мы завершим процесс согласования по бевацизумабу, начнем обсуждение и по PD-1 – это препарат в области иммунной онкологии, у него сейчас нет названия, но он является революционным в области лечения рака. Проект находится на особом контроле как с российской стороны, так и с японской.
- Как продвигается создание совместного предприятия по выпуску лекарств в Иране?
- СП создается с целью трансфера технологий для выпуска трех препаратов на территории этой страны. Они будут предназначены как для рынка Ирана, так и для других стран. В настоящее время находимся на завершающей стадии обсуждения, идет согласование документации, остается поставить подписи под соглашением, но его детали и название партнера я пока сказать не могу.
- У Biocad были планы по локализации производства в Марокко совместно с Sothema Labs...
-Эти планы сохраняются, Sothema Labs уже получила разрешение производить готовые лекарственные средства из двух субстанций Biocad - ритуксимаб и бевацизумаб. Регистрационное удостоверение ожидается летом: Sothema Labs должна продемонстрировать шестимесячную стабильность при серийном выпуске препаратов. В процессе производства задействованы существующие мощности этой компании в Марокко. Также мы планируем подать досье на трастузумаб, адалимумаб, инфликсимаб. Возможно, в перспективе будем расширять локализацию за счет новых препаратов, но этот вопрос мы пока нее обсуждали.
- Каковы финансовые показатели компании по итогам 2016 года?
- Ежегодный рост продаж составляет 35-40%, в 2016 году она достигла 14,5 млрд рублей. Надеюсь, что в 2017 году мы сохраним аналогичную динамику роста. Экспортные контракты в структуре выручки пока занимают около 10%, но мы видим большой потенциал, и я уверен, что в течение 7-8 лет эта доля вырастет до 50%, а может быть и больше.
- Не планирует ли Biocad диверсификацию бизнеса?
- Мы открываем различные направления в рамках самой компании. Например, сейчас очень внимательно смотрим на диагностику сложных заболеваний, которые напрямую связаны с нашим продуктовым портфелем. Кроме того, мы много инвестируем в IT-инфраструктуру: как для себя, так и для российской системы здравоохранения в целом.