По наблюдению большинства аналитиков промышленность России постепенно выходит из рецессии, об этом говорит положительная динамика во многих отраслях. Каким был 2010 год для крупнейшего производителя краски компании Tikkurila, какие тенденции наблюдаются на рынке лакокрасочных материалов "Интерфаксу" рассказал генеральный директор компании Tikkurila в России Симо Лайтала.
- Г-н Лайтала, завершается 2010-ый - посткризисный год, как компания Tikkurila отработала его в России, удалось ли преодолеть последствия рецессии? Как Вы видите перспективы следующего года для рынка лакокрасочных материалов в целом и для компании Tikkurila в частности?
- Конечно, пока рано подводить итоги работы. Но если говорить о прошлом годе, когда глобальный кризис "ударил" по всем компаниям и рынкам в мире, не только по Tikkurila. Почти на 7% снизился рынок ЛКМ в России в 2009г. в целом, в 2010 году рост ВВП ожидается на уровне 4%. Если же говорить о 2011 годе – он тоже должен быть положительным, и, согласно статистике, рост составит от 4 до 5%.
Мы ожидаем роста отрасли производства красок, конечно, он не будет сильным, но обязательно будет. Что касается нашей компании, то мы намерены достигнуть роста за счет ориентации на нашего клиента, мы будем стараться предоставить каждому сервис высокого уровня.
- Означает ли это, что будет расширена логистическая сеть Tikkurila в России?
- Россия, действительно, очень большая страна, я смог убедить в этом, посетив 2 месяца назад Владивосток. И с точки зрения логистики Россия представляет собой трудную задачу, но мы постараемся сделать все возможное, чтобы наши клиенты получали продукцию так скоро, как это возможно и необходимо. Для этого мы улучшаем коммуникацию с нашими клиентами, налаживаем "обратную связь" для эффективного общения.
- Будут ли открываться новые представительства в отдаленных регионах?
- В настоящее время мы проводим анализ рынка, чтобы выяснить, где имеется наибольший потенциал. Всем известно, что в России четыре крупных мегаполиса – Москва, Петербург, Екатеринбург и Новосибирск, и здесь мы будем продолжать активную работу. Так как мы являемся лидером лакокрасочной отрасли, мы будем искать регионы, где еще есть перспективы нашего развития.
- Насколько комфортно Tikkurila чувствует себя в Петербурге? Сколько сейчас человек работает на производстве в нашем городе? Какова социальная политика в компании?
- Всего в России в компании Tikkurila работает 1,5 тыс. человек и в Петербурге непосредственно - около одной тысячи. Концерн Tikkurila имеет в России четыре производственные площадки, три из которых расположены в Петербурге и несколько крупных логистических центров. Что касается коллектива, то мы работаем как одна команда. Надо понимать, что нам приходится сталкиваться с разницей в российской и финской культурах, но мы преодолеваем барьеры. Естественно, что достичь столь важной цели невозможно только на уровне менеджмента, необходимо, чтобы в этом процессе принимали участие все сотрудники. С этой целью мы провели первый корпоративный Форум сотрудничества, на котором каждый желающий мог высказать свои идеи, пожелания, как улучшить, изменить, чтобы добиться наиболее благоприятных условий работы. В будущем мы рассчитываем проводить подобные форумы на регулярной основе, и не только в Санкт-Петербурге, но и в других города присутствия Tikkurila. Я всегда считал, что развитие компании зависит от каждого сотрудника.
- В продолжение вопроса о социальной политике - как происходит взаимодействие администрации петербургского завода Tikkurila с профсоюзом?
- Действительно, у нас были некоторые трудности с членами Межрегионального профсоюза работников автопрома, в который входит несколько наших рабочих, но это не значит, что у нас были трудности с сотрудниками. Этот профсоюз проявлял чрезмерную активность в СМИ, но я подчеркиваю, что в целом с сотрудниками у нас совещательные отношения, нацеленные на развитие компании. Каждый может обратиться к руководству предприятия, и его предложения, пожелания будут рассмотрены.
- По Вашему мнению, отличаются ли потребители красок в России, в Финляндии и в Европе в целом?
- Так как я проработал 12 лет в азиатском регионе, мне легче сравнивать Россию с этим рынком. Если сравнивать, к примеру, с Китаем, то в последнее время идет тенденция потребления более дешевых красок, что связано, в первую очередь, с экономическим кризисом.
Если все же сравнивать российского и европейского потребителя, то в России пока нет тенденции использовать большое разнообразие оттенков цветов, которое мы можем предложить. По большей части в продажах преобладает белая и достаточно яркая краска.
Мне кажется, что большинство русских все еще используют краску как средство защиты поверхности стен от вредного воздействия. Тогда как в Европе, в Китае краску используют в качестве жидких обоев, как элемент декора, украшения помещений. То есть, на Западе нет такого практичного подхода в использовании краски. Например, в Сингапуре принято почти ежегодно перекрашивать двери, подоконники, стены, чтобы придать новый вид своему жилью.
Также хочу заметить, что уровень потребления краски в России на душу населения – это 4,5 кг, тогда как в Финляндии – 16 кг, а в Сингапуре – 36 кг.
- Есть ли в России тенденция к росту потребления краски?
- Безусловно, в будущем это произойдет. И уже сейчас россияне начинают широко использовать краски для декорирования интерьеров.
- Привносит ли Tikkurila новые технологии производства краски в Россию? Становятся ли краски более безопасными?
- Конечно, мы постоянно внедряем новые технологии в России, в частности, на петербургском заводе стоит самое современное оборудование по производству водорастворимых красок в России. Кроме того наш отдел исследований и разработок постоянно пытается найти наиболее оптимальное сырье для наших красок, чтобы оно было более безопасным с экологической точки зрения. Кроме того в современных условиях мы стараемся удешевлять нашу продукцию, но не в ущерб качеству.
- Достаточно ли Tikkurila производственных мощностей в России для удовлетворения спроса потребителей? Есть необходимость импортировать продукцию из Европы?
- Сейчас мы можем обеспечить потребности всех наших клиентов, большая часть продаваемой здесь продукции производится в России на наших четырех производственных площадках. Только какие-то отдельные бренды мы поставляем из Финляндии. Мы постоянно развиваем наши бизнес-планы, чтобы гарантировать, что в будущем сможем продолжать обеспечивать потребности клиентов.
- Не так давно в СМИ прошла информация, что Oyj продает 100% своего петербургского завода ООО "Тиккурила Порошковые Краски" финской Teknos Group Oy. Есть ли планы на будущий год по покупке в России новых производств?
- На данный момент такой информации нет. В целом, наша основная стратегия заключается в органическом росте и ориентации на потребителе.
- Готова ли Tikkurila к освоению новых для себя регионов России? Интересны ли такие развивающиеся регионы как Краснодарский край? Есть ли необходимость в новых логистических центрах?
- Мы постоянно проводим мониторинг рынка, чтобы контролировать, где возникает потребность в нашей продукции. Если мы видим, что путь до покупателя надо сократить, то может быть принято решение об организации нового логистического узла.
Что касается Краснодарского края, этот регион нам интересен, и мы работаем с местными дистрибуторами и готовы обеспечивать нашей продукцией любых клиентов. Можно добавить, что наша дистрибуторская сеть покрывает всю страну, наши склады являются крупными перевалочными узлами, откуда идет снабжение дистрибуторов. Сеть насчитывает сотни компаний.
- Г-н Лайтала, как вы оцениваете, когда удастся отрасли лакокрасочных материалов преодолеть кризисные явления и достичь уровня 2008 года?
- В мире падение рынка ЛКМ в 2009 году было очень серьезным – более 70% к уровню 2008 года, текущий год был удачнее, но пока трудно сказать, когда мы сможем достичь показателей 2008 года. Со своей стороны, мы постараемся сделать это как можно быстрее, именно для этого мы улучшаем наш сервис, чтобы максимально понять, что потребителям нужно.
***
Tikkurila предлагает потребителям, профессиональным малярам, а также промышленности удобные и экологичные решения для защиты и оформления помещений. Tikkurila является сильным региональным игроком рынка ЛКМ с намерением быть лидирующей компанией в странах Скандинавии и Восточной Европы, включая Россию.
С 2009 года дочерние компании Tikkurila Oyj в России ООО - "Краски ТЕКС", ООО "Тиккурила", ООО "Краски Тиккурила" - объединились и действуют под единым ООО "Тиккурила". Доля Tikkurila на российском рынке ЛКМ составляет 18% (включая бренды Tikkurila и ТЕКС), источник Хим-Курьер, 2009г.