Северо-Запад / Эксклюзив 11 апреля 2019 г. 09:47

Губернатор Архангельской области И.Орлов: "Ресурсы региона позволяют Поморью претендовать на проведение Арктического форума в 2021 году"

В Петербурге завершается пятый Международный арктический форум "Арктика - территория диалога". Делегацию Архангельской области возглавляет губернатор Игорь Орлов. О планах по наращиванию добычи рыбы в национальных водах Арктики, переходе на новую систему обращения с ТКО, а также о вероятности возвращения Арктического форума в Архангельск глава региона рассказал в интервью "Интерфаксу".

Губернатор Архангельской области И.Орлов: "Ресурсы региона позволяют Поморью претендовать на проведение Арктического форума в 2021 году"

– Игорь Анатольевич, в этом году Арктический форум перенесли из Архангельска в Петербург из-за нехватки гостиниц. Рассматривается ли вопрос возвращения форума в Поморье?

– У нас выставочные площади 4 тыс. кв. метров, здесь используют 13 тыс. кв. метров. Конечно, вопрос инфраструктуры для проведения таких форумов стоит очень остро. Замах на то, что мы хотим получить от этого форума, всегда определяют возможности той или иной территории. Мы этот форум раскрутили в 2017 году настолько мощно, что форум сегодня проводится в Санкт-Петербурге. Я уже услышал десятка два предложений о том, чтобы вернуть форум в Архангельск. Душа этого форума осталась в Архангельске. Я надеюсь, что в 2021 году форум снова проведут в Архангельске. По крайней мере, я как губернатор обязан в это верить.

Во-вторых, я считаю, что выводы, которые сделают участники форума здесь в Петербурге, наверное, тоже будут играть свою роль. Все-таки говорить об Арктике нужно, находясь в Арктике. Юрий Трутнев, будучи в Архангельске, предложил определить территорию, где будет проходить форум, на основании может быть, конкурсных процедур, понимая, что он должен вернуться в Арктику. Регион к этому готов. Мы попали в число городов, принимающих форум, в результате конкурса, который проводила госкомиссия по Арктике в конце 2015 года. Сейчас мы не боимся нового конкурса, двух, трех. Я уверен, что те мощности и ресурсы, которые созданы в Архангельске, позволят нам претендовать на проведение форума в 2021 году.

– Какие проекты вы представляете на форуме?

– Мы предлагаем огромное количество проектов, связанных с развитием инфраструктуры, социальной жизни в Арктике. Это, конечно, наши традиционные инфраструктурные объекты, например,"Белкомур" (комплексный проект промышленного и инфраструктурного развития севера РФ и Урала, основой которого является строительство железнодорожной магистрали Соликамск-Сыктывкар-Архангельск протяженностью 1161 км). Также это освоение ресурсов в Арктике, новые транспортные маршруты, связанные с перевалкой грузов. Кто бы мог десять лет назад говорить, что нужно 80 млн тонн провести по Севморпути? Сегодня об этой задаче уже говорят так: "80 тонн получается, а может быть даже больше". Темп изменений на арктическом направлении очень высокий, поэтому проекты, которые мы предлагаем, учитывают эти изменения. Это и новая энергетика в Арктике, и туристические проекты. Отдельно хочу отметить проект, связанный с уникальным интеллектуальным исследованием по созданию Арктической библиотеки. Это, с одной стороны, кладезь знаний, с другой – кладезь фактов, которые относятся к тому, как Россия осваивала эту уникальную территорию. Уже собран 231 том. Это далеко не завершение проекта – только первые шаги.

– Какие соглашения, подписанные на форуме, кажутся вам наиболее важными?

– Я считаю, очень хороший проект, по созданию авиакомпании "Арктика". Это была инициатива губернатора Ненецкого автономного округа. Мы, имея свои наработки в этом плане, смогли объединить наши желания и знания. Подписан документ о создании такой авиакомпании, которая будет обеспечивать межрегиональные перевозки в Арктической зоне РФ и не только. Мы ведем переговоры о покупке парка авиасудов. Это и Sukhoi Superjet, и наш традиционный самолет L410. Надеюсь, мы сможем решить множество задач, которые перед нами сегодня ставят и люди, и реальные вызовы в Арктике. Кроме того, запланированы соглашения с университетами, с коллегами из Карелии, это документы, касающиеся наших туристических проектов.

– Что регион может сегодня сделать для развития Севморпути и что эти инициативы, в свою очередь, могут дать Архангельской области?

– У нас есть планы по перевозке углеводородов и полезных ископаемых различного назначения. Архангельский порт всегда был опорным портом создания всей инфраструктуры Севморпути. Это обустройство портов, режимов безопасности, производство металлоконструкций для заводов по сжижению газа. Это наше важнейшее направление, и мы будем заниматься обеспечением Северного морского пути. Кроме того, мы имеем мощнейший центр подготовки кадров. Есть целая плеяда учебных заведений, которые будут растить и обучать эти кадры, повышать квалификацию для того, чтобы Арктика не осталась безлюдной. Мы будем также сохранять хрупкую экологию Арктики, у нас есть нацпарк "Русская Арктика". Кроме того, планируем наращивать вопросы, связанные с очисткой Арктики. Всё, что обеспечивает достойную жизнь в этой зоне – наша задача.

– Глава Росрыболовства недавно заявил, что Россия может на 30% увеличить вылов рыбы в национальных водах Арктики. Готов ли регион к таким изменениям? Какие проекты запланированы в этой сфере?

– Предприятия Архангельской области участвуют в системе поддержки инвестирования в рыболовецкую отрасль. Все наши предприятия нацелены на дальнейшее развитие и увеличение объемов добычи. Если мы ставим вопрос об увеличении объемов добычи в арктических территориях, то, конечно, мы тоже к этому готовы. Коллеги уже разместили заказ на строительство новых судов, в том числе серьезного ледового класса. Архангельский траловый флот будет в числе первых, кто такие суда получит. Строительство завершится в этом году на Выборгском судостроительном заводе.

– С января этого года в России началась так называемая "мусорная реформа". Архангельская область названа самым проблемным регионом в переходе на новую систему обращения с отходами. Удалось ли договориться с региональным оператором? Когда Поморье перейдет на новую систему обращения с ТКО?

– У нас есть региональный оператор, мы работаем сейчас над уточнением территориальной схемы обращения с отходами. Рассчитываем в третьем квартале запустить полностью работоспособную схему с решением всех организационных и тарифных вопросов.

– Какие именно экспертизы сейчас походят на площадке строительства предполагаемого экотехнопарка Шиес? Кто их проводит?

– Мы ожидаем в лице компании "Технопарк", зарегистрированной в Москве, предоставления документов, по результатам которых можно будет сделать выводы о возможности или невозможности этого строительства. Любые объекты должны пройти так называемую госэкспертизу, в которой отмечаются все виды надзора. Технические, энергетические, оценка воздействия на окружающую среду и так далее.

– Как продвигается проект реконструкции аэропорта Соловки?

– Очень хорошо. Документация окончательно доработана, деньги заплачены, идет мобилизация ресурсов для того, чтобы при открытии навигационного периода начать работу по реконструкции.