Северо-Запад / Эксклюзив 23 октября 2013 г. 17:19

Губернатор Калининградской области Н.Цуканов: "Социальная ситуация в регионе стабильная, но теневой бизнес пытается нарушить равновесие, обвиняя власти в равнодушии к людям"

Губернатор Калининградской области Н.Цуканов: "Социальная ситуация в регионе стабильная, но теневой бизнес пытается нарушить равновесие, обвиняя власти в равнодушии к людям"

Калининградская область уже давно не ассоциируется с регионами, где люди испытывают постоянное неудовлетворение из-за многочисленных социальных и бытовых проблем. Окруженная странами Евросоюза, она уверенно развивается и движется вперед при существенном внимании и поддержке федеральной власти. Однако в последние дни эту ситуацию подвергли определенному испытанию на прочность.  О том, как и почему это происходит, кто за этим стоит, в интервью «Интерфаксу» рассказал глава региона Николай Цуканов.

- Николай Николаевич, в начале октября вы закончили отчетную кампанию перед населением области по итогам деятельности регионального правительства, своей личной работы в должности губернатора за три года. Что вы вынесли из общения с людьми, какие наиболее острые проблемы их волнуют, что делает власть для выполнения наказов? Кстати, присутствуя на нескольких их них, я не почувствовал высокого градуса народного недовольства властью, мне показалось, что люди стали чаще говорить не об общих проблемах, а о личных?

- Диалог и открытость по самым сложным и наболевшим проблемам со всеми общественными институтами, органами власти и политическими партиями стал для меня и правительства региона непременным правилом работы. Ежегодные отчеты перед депутатами областной Думы, отчеты перед населением всех муниципалитетов, общественностью стали определенными вехами, по которым мы сверяли правильность взятого курса с тем, какие результаты ждали и ждут от правительства области, лично от меня жители Калининградской области.

Личные встречи этого года позволили мне увидеть озабоченность людей по самым разным вопросам, решением которых должны заниматься как региональная власть, так и муниципалитеты. Прежде всего, это недостаточное качество услуг ЖКХ, а также их высокая стоимость, отсутствие работы, недостатки в деятельности учреждений здравоохранения, многие другие отрицательные моменты нашей обыденной жизни.

При этом активного социального напряжения и недовольства властью я не почувствовал. Озабоченность граждан, конечно, есть, но она касается, прежде всего, качества их повседневной жизни, личных бытовых проблем. Если раньше люди говорили, что все у нас плохо и нет надежд на будущее и на исправление ситуации, то сегодня речь идет о конкретных и точечных проблемах.

Нет газа или тепла в конкретном доме, не ходит в то или иное село автобус, закрыт клуб и нет света на улице у дома… Это вопросы и проблемы уже явно другого порядка, чем те, которые ставились несколько лет назад. Но и они должны властью решаться. И при этом человеку глубоко безразлично, какая власть будет данную проблему решать – первого или второго уровня, а может быть региональное правительства, а лучше всего – губернатор в ручном режиме.

И надо честно признать - мы так и решаем эти и другие «точечные» проблемы населения. Вместе с муниципалитетами - постепенно, пошагово, по мере финансовых возможностей. Так, в 2010 году я инициировал региональную программу конкретных дел для всех муниципальных образований. Мы постарались «зайти» в каждый поселок, где чиновника или бюджетный рубль не видели десятилетия. Уже три года из бюджета области мы выделяем на эту программу ежегодно по 100 млн рублей, а в 2014 году будет выделено уже 200 млн. В программу включаются только те объекты, которые глава муниципалитета обсудил на сходе жителей, те, которые действительно нужны людям, - освещение, спортивные и детские площадки, дороги и другие.

На решение проблемных вопросов людей нацелена и другая региональная программа – ремонта многоквартирных жилых домов. Она уже более затратная и требует существенного финансирования по линии областного правительства. В этом году на эти цели направлено 500 млн рублей из бюджета области и 329 млн рублей - из бюджетов муниципалитетов и собственников жилья.

На эти средства до конца года будет отремонтировано порядка 400 многоквартирных домов в Калининграде, Светлом, Советске, Багратионовском, Балтийском и других районах. С учетом того, что в районах области есть дома, которые построены еще до войны и которые ни разу в своей истории не ремонтировались, эта программа имеет для региона принципиальное значение. В 2014 году на эту программу область направит более 1 млрд рублей.

Всю эту работу правительства области люди видят и поддерживают. Хотя, безусловно, проблемы есть, мы их знаем и поэтапно решаем. Наверное, именно поэтому сегодня в регионе у населения нет явного отторжения власти, агрессии по отношению к ее представителям.

- Но чем тогда можно объяснить ситуацию в Балтийске, где отсутствие мест в детских садах стало новостным поводом для интернет-порталов, заявивших о бездействии властей не только города, но и области?

- У нас в области разработана и выполняется программа по строительству и реконструкции детских садов. Она предполагает, что до конца 2015 года в регионе будет полностью решена проблема обеспечения детей старше 3-х лет местами в детских садах. Отмечу, что мы сохраняем ясельные группы и открываем их в новых садах.

Всего же с 2013 по 2015 годы в Калининградской области должно появиться 26 новых детских садов. На эти цели предусмотрено свыше 5,4 млрд рублей. Помимо этого мы активно реконструируем старые учреждения, создаем новые отделения при других образовательных учреждениях. Правительством проведена огромная работа с Министерством обороны России, в результате чего муниципалитеты области получили в собственность 20 детских садов. Однако они находились в таком плачевном состоянии, что для их приведения в порядок нам потребовалось более 300 млн рублей. И сегодня мы проводим их ремонт для того, чтобы здания соответствовали требованиям Роспотребнадзора и других ведомств.

В результате в 2013 году только за счет реконструкции и модернизации старых детских садов в них будет создано более 2 тыс мест. В этом же году мы уже ввели в строй несколько детских садов, еще 10 начали строить. Если же говорить о периоде с 2010 года, то за это время в области сдано в эксплуатацию 10 детских садов, что стало прорывом в данном вопросе. Замечу, что с 2005 по 2010 годы в области было построено всего 2 детских сада.

Так что работа по созданию новых мест в детских садах идет полным ходом. При этом акцент мы сделали на тех городах, где вопрос уже назрел давно. Такими городами являются Калининград, Гурьевск, Балтийск и другие. Именно в Балтийске сегодня начато строительство двух новых детских садов, а еще три капитально ремонтируются (они принадлежали раньше Министерству обороны).

Мы планируем, что до конца 2013 года бывшие сады Балтийского флота будут сданы, в результате чего в городе появится 280 новых мест. При этом сегодня в Балтийске в очереди на место в детский сад стоят 216 детей старше 3-х лет. Таким образом, мы сразу обеспечим всех этих детей местами. Общая же очередь в городке насчитывает 1389 детей (зарегистрировавшихся от рождения). И вот именно для них мы уже начали строить в Балтийске два новых детских сада.

К сожалению, подводят подрядчики. Но эти садики будут сданы в следующем году. Напомню, что детские сады в Балтийске не строились почти 40 лет, и, понимая необходимость, мы выделили Балтийску на строительство и создание новых мест более 500 млн руб.

Возвращаясь к теме других проблем Балтийска, отмечу, что по моей инициативе совместно с командованием Балтфлота мы создали постоянно действующую рабочую группу, которая ставит целью решение застарелых социально-бытовых проблем "военного" города.

В результате только за 2012 и 2013 годы Балтийскому муниципальному району оказана финансовая поддержка на сумму около 1,5 млрд рублей на ликвидацию проблем, которые накапливались годами. Вместе с бывшим командующим Балтфлотом, а ныне Главнокомандующим ВМФ России адмиралом Виктором Чирковым мы разработали системный план, который позволяет городу не выживать, а развиваться, поэтапно решать существующие проблемы.

- Вы говорите про строительство детских садов, как об обязательствах регионального правительства. Но ведь известно, что это прерогатива муниципальной власти, которая полностью несет ответственность за этот вопрос. Муниципалитеты не справляются с этой задачей?

- Да, это полномочия и обязанность органа местного самоуправления и, как правило, муниципалитет выступает заказчиком-застройщиком. И, к сожалению, не везде достаточно компетенции, как в том же Балтийске. Стоимость объекта в Балтийске была слишком высока и не приемлема для бюджета. Кроме того, были выявлены нарушения в документах, поданных на конкурс.

Более того, строительство нового детского сада началось с коррупционного скандала - подрядная фирма выиграла контракт при помощи многомиллионной взятки. Уголовное дело, возбужденное по данному факту, сегодня расследуется правоохранительными органами. Кроме того, по данным из открытых источников, владельцем строительной компании является депутат города Балтийска, партнером которого является местный авторитетный бизнесмен, который в настоящее время объявлен в международный розыск.

При этом правоохранительные органы и региональная власть, суммируя комплекс всех перечисленных выше фактов, выступали за расторжение контракта с фирмой, руководство которой было причастно к скандалу и нарушило необходимые нормы.

- Но почему же тогда появились обращения о неблагополучной ситуации в Балтийске?

- Лично мне понятна причина этой ситуации. Значит, это кому-то выгодно. Ни для кого не секрет, что правительство области системно занимается янтарной отраслью. Мы включили ее в Государственную программу развития отдельным разделом и намерены сделать добычу и переработку янтаря одним из фундаментов региональной экономики. У нас есть стремление создать в области дополнительно еще не менее 5 тыс. рабочих мест, довести переработку сырья на месте до 90%, снизив тем самым его экспорт до минимума.

Кроме того, мы принимаем меры по ликвидации незаконной добычи янтаря. Так, по нашему предложению ужесточена административная ответственность для "черных копателей", суды получили право конфисковывать у них технику для нелегальной добычи - экскаваторы, мотопомпы и другие приспособления.

Мы выявили главные причины, по которым региональная янтарная отрасль не развивалась. По нашему мнению, это масштабный экспорт янтарного сырья по бросовым ценам, в частности, в Польшу, Литву и Китай. В результате местным переработчикам не хватает хорошего сырья, они вынуждены его покупать за границей или подстегивать нелегальную добычу.

Кроме того, совместно с правоохранительными органами нам удалось ликвидировать криминальные схемы продажи янтаря на самом ГУП "Калининградский янтарный комбинат", незаконное возмещение НДС, продажу янтаря через единственного аффилированного поставщика. В этой схеме вся прибыль оставалась за границей. Для информации скажу, что из калининградского янтаря в год в мире производится ювелирных изделий на сумму более 600 млн долларов, а региональный и федеральный бюджеты получали копейки.

Мы внесли свои предложения в Государственную думу по изменению бюджетного кодекса. Идея в том, чтобы те мастера-янтарщики, которые сегодня нелегально точат камень в гаражах и подвалах, смогли бы приобрести патент и выйти из тени. Они легко составят тот класс работающих людей, кто легально купит янтарь на комбинате и затем его переработает.

Помимо этого, мы полностью поддерживаем предложение калининградских переработчиков янтаря в таком принципиальном вопросе, как введение экспортной пошлины на крупные фракции янтаря-сырца. Правительство области стремится создать такие условия, чтобы именно местные производители ювелирных украшений имели прерогативу в покупке сырья.

В этой нашей "янтарной" работе весьма важно и принципиально то, что она полностью одобрена и поддержана президентом страны Владимиром Путиным. В течение этого года я уже дважды докладывал главе государства о том, как она идет. Однако именно это и вызывает раздражение у тех "бизнесменов" от янтарного промысла, кто в результате нашей работы теряет криминальные финансовые потоки. Для дискредитации региональной власти и лично губернатора используются любые методы и колоссальные финансовые средства.

Последнее обстоятельство красноречиво говорит нам о том, что правительство области находится на правильном пути всесторонней и системной борьбы с теневой экономикой в регионе. И несмотря ни на что мы будем только усиливать это направление, понимая, что поддержка жителей Калининградской области нам будет обеспечена только при условии улучшения качества жизни людей и наведения порядка во всех сферах жизнедеятельности.