Эксклюзив 2 августа 2023 г. 17:12

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко:

"Туризм - новый драйвер для развития региона"

"Туризм - новый драйвер для развития региона"
Фото предоставлено пресс-службой губернатора и правительства Ленинградской области (Сергей Вдовин)

Ленинградская область давно известна как крупнейший в СЗФО промышленный и сельскохозяйственный центр, а в последнее время мощное развитие получила еще и туристическая отрасль - местные власти охотно откликаются на растущий интерес со стороны путешественников. К 96-летию со дня образования региона губернатор Александр Дрозденко рассказал "Интерфаксу", почему Ленинградская область успешна даже с учетом санкций, какие проекты будут реализованы в ближайшее время и когда местные чиновники переедут из Санкт-Петербурга в Гатчину.

- Александр Юрьевич, расскажите, как Ленинградская область отметит день рождения?

- Праздник пройдет 5 августа в Тосно, он будет посвящен Году педагога и наставника (тема 2023-го на федеральном уровне) и Году команды знаний (тема на региональном уровне). По традиции, в официальной части - шествие делегаций муниципалитетов: в этот раз они представят историю, достижения и планы развития районов в формате школьного урока по одному из предметов.

Рядом будет работать выставка-ярмарка "Город мастеров", где местные жители и гости города смогут купить продукцию фермеров или изделия ремесленников. И, конечно же, гостей ждет гастрофестиваль "Калейдоскоп вкуса", там будут представлены лучшие заведения общепита районов области. А в вечерней программе - концерт и салют.

- Сфера туризма в Ленинградской области будто бы получила новое дыхание: есть серьезные финансовые вложения, разрабатываются и реализуются крупные проекты. Разговор о достижениях региона хочется открыть именно этой темой: какие задачи ставите перед собой?

- Для нас туризм - новый драйвер развития экономики. Не устану повторять: в регионе действительно есть что посмотреть. На территории Ленинградской области - 23 объекта под охраной ЮНЕСКО; более 5,2 тыс. объектов культурного наследия, в том числе дворцово-парковые ансамбли, средневековые крепости, старинные монастыри, красивейшие усадьбы; 750 памятников боевой славы, более 50 особо охраняемых природных территорий.

Задачи ставим такие: развитие инфраструктуры (в том числе нам не хватает 2,5 тыс. номеров для размещения), экологических маршрутов, авто-, вело- и мототуризма, культурных объектов.

- На какие направления делаете ставку?

- В регионе развиваются почти все виды туризма, но основные - это культурно-познавательный и природный (экологический). А в этом году акцент делаем на научно-популярный и военно-патриотический туризм. Первый вид связан с Палеопарком в Путилово, музеем Ивана Павлова в Колтушах, памятниками природы; второй подразумевает посещение мест военных сражений, мемориалов и тематических музеев.

Особое внимание уделяем событийному туризму. В прошлом году, например, провели больше 400 фестивалей и других общественных мероприятий, которые признаны на всероссийском уровне: это и "Корюшка идет", и "Дым над водой", и без преувеличения лучший в стране байкерский фестиваль Baltic Rally.

- Звучит интересно. Но вы уже отметили, что в некоторых локациях есть проблемы с размещением, да и транспортная доступность порой оставляет желать лучшего. Как будете решать проблемы?

- Еще в прошлом году мы запустили программу "Развитие индустрии гостеприимства и рекреационного туризма в Ленинградской области", в рамках которой реализуем ряд проектов, направленных на повышение качества и ассортимента услуг для тех, кто приезжает к нам.

Немного расскажу о приоритетных. Проект "Автотуризм и малые объекты размещения" позволяет улучшать условия для путешествий на машинах, развивать кемпинги, глэмпинги и гостиницы. Так, в ближайшее время у нас появятся автокемпинги в Волховском и Тихвинском районах. В рамках "Вело 47" усиливаем велосипедную инфраструктуру. В этом году новая велодорожка появится в Тосно. Программа "Тропа 47", которая реализуется с 2021 года, позволит в ближайшие два года создать сеть маршрутов на природных территориях (пока обустроили 40 маршрутов, к концу 2025-го их будет 47). А "Курорт 47" - это про создание условий для запуска трех проектов всесезонных масштабных (от 120 мест) рекреационных комплексов к 2025 году.

- Говоря о туризме, нельзя не коснуться темы культурного наследия. Какие крупные проекты реставрации сейчас реализуете?

- Их много. В Выборге в этом году восстановим ворота Аннинских укреплений и здание кордегардии. Также завершим работы в часовне над могилой графа Павла Шувалова в Вартемягах Всеволожского района. В Ивангороде начали ремонт и реставрацию фасадов особняка Пантелеева (это здание музея художника Ивана Билибина). Кроме того, выделили деньги на проектирование реставрации двух объектов на территории усадьбы Николая Рериха в Изваре.

Конечно же, займемся историческим центром Шлиссельбурга. Уже заключен контракт на проектирование реставрации в здании на улице Жука, где разместится музей города. Следующий шаг - подготовка проекта воссоздания первого Староладожского шлюза.

В церкви Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Гимрека Подпорожского района в этом году проведем противоаварийные работы, приостановленные в 2021 году. И, конечно же, продолжим приводить в порядок памятники героям Великой Отечественной войны в районах.

- Ленинградская область в ожидании еще одного важного события, связанного с реставрацией. Когда в полную силу заработает центр в Рождествено?

- Рассчитываем, что это произойдет к началу осени. Часть из 14 мастерских оставим своим реставраторам, часть хотим отдать в аренду: сделали предложение Эрмитажу, Русскому музею, Гатчинскому дворцу и другим. Пока там можно будет работать бесплатно, на себя арендаторам придется взять только расходы на коммунальные услуги и материалы.

Мы хотим, чтобы наш центр "задышал" как можно скорее, потому что он уникальный - аналогов нет ни в России, ни в Европе. В мастерских можно будет реставрировать все - от дерева до металла. Они оснащены самой современной мировой техникой, которая позволяет в том числе максимально точно определить возраст предмета искусства и получить информацию обо всех его слоях. В центре сделали огромные складские помещения с мощной системой климат-контроля. Регулируется все: влажность, температура, освещение, движение потоков воздуха, обеспыливание и т.д. И, самое главное, установили там полный цифровой контроль движения предметов.

В будущем сможем обучать в Рождествено молодых реставраторов и студентов.

- Поговорим об экономике. Предмет гордости региона - агрокомплекс. Развитие каких направлений АПК сейчас в приоритете?

- Особое значение для нас имеет животноводство: производство молока, яиц, мяса птицы. Но в то же время используем комплексный подход к развитию АПК: разводим рыбу, выращиваем тепличные овощи, грибы, ягоды и фрукты, делаем сыры, сливочное масло и колбасные изделия. Результат работы наших аграриев очень впечатляющий, и хочется похвастаться: занимаем первое место среди всех российских регионов по надоям на одну фуражную корову, по производству яиц, салата и зелени; второе - по поголовью птицы; третье - по производству семенного картофеля, выращиванию форели и цветов. За шесть месяцев этого года рост производства АПК у нас почти на 3%.

- Что в условиях санкций происходит с портовыми мощностями региона? Как обстоят дела с перевалкой?

- Несмотря на непростые геополитические обстоятельства и экспортное переориентирование несырьевых неэнергетических и энергетических товаров, грузооборот морских портов Ленобласти продолжает расти. По итогам шести месяцев 2023 года стивидоры увеличили перевалку на 5,8%. Морской порт Усть-Луга за I полугодие показал наибольший грузооборот (более 60 млн тонн) за все время функционирования. Если так пойдет дальше, в текущем году порт выйдет на рекордные показатели перевалки грузов в 120 млн тонн.

Показатели растут во всех наших портах за исключением ООО "Порт Высоцкий". Здесь ведется переоборудование терминала из угольного в зерновой, что приобретает особое значение с учетом отказа России от продления зерновой сделки. Скоро все зерно пойдет через северо-запад.

При этом, отмечу, не стоит на месте строительство новых комплексов и модернизация существующих морских терминалов. Речь идет о "Содружестве", которое планирует строить свои мощности, об обновляющем терминал "Ультрамаре" и др. Также "Газпром" хочет создать свой терминал для перевалки сжиженного природного газа (СПГ).

- В регионе заявлена реализация нескольких амбициозных инфраструктурных проектов, в их числе - Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД). Уже есть понимание, какой объем финансирования предполагается со стороны области?

- Финансирование строительства 5-го и 6-го этапов ШМСД здесь будет осуществляться частично из федерального бюджета, частично - за счет средств банков ВТБ и "Россия", причем финансовые организации выступают не только кредиторами, но и организаторами проекта. Мы тоже примем участие, наша доля инвестиций - почти 12 млрд рублей. Сумма распределена на пять лет, поэтому мы ее не боимся.

- Ранее поднимался вопрос о строительстве трамвайной линии от петербургской станции метро "Ломоносовская" до деревни Новосаратовка Всеволожского района. Прорабатывается ли в настоящее время проект?

- Да. Уже имеем технико-экономическое обоснование (ТЭО), определен рекомендуемый вариант трассы, основные показатели, количество эксплуатируемого подвижного состава и интервалы движения. ТЭО передано для анализа в ГК "ВЭБ.РФ". Еще хотим добиться включения региона в федеральную программу "Развитие транспортной системы". Подача заявки от области намечена на март 2024 года.

Если говорить о сроках завершения прокладки линии, многое будет зависеть от синхронной работы нашего региона и Петербурга - как по развитию транспортной инфраструктуры, так и по переустройству инженерных коммуникаций. Например, в рамках формируемой адресной инвестпрограммы Петербурга на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов не предусмотрены бюджетные расходы на пробивку Дальневосточного проспекта и реконструкцию улицы Приневской. Между тем это является важной составляющей проекта.

- Некоторое время назад Ленинградская область допускала размещение облигационного займа на общую сумму 4 млрд рублей в IV квартале 2023 года. Есть ли сейчас такая необходимость?

- У нас не стоит острой проблемы выпустить облигации на 4 млрд рублей сроком на 10 лет. Да, были такие планы в конце прошлого года, заложили их в бюджет и получили разрешение Заксобрания на кассовый разрыв. Но первые три месяца этого года мы прожили за счет остатков с прошлого; сейчас доходы идут по графику, даже с небольшим опережением. Для выплаты зарплаты сотрудникам и на некоторые другие обязательные расходы нам не нужно брать облигационный заем. А под инвестиции - не хотим, здесь работаем с правительством РФ.

Окончательное решение примем исходя из фактического хода исполнения областного бюджета в текущем году. Если будет необходимость, реанимируем облигационный заем в следующем году. Пока выпуск не планируется ранее 2025 года.

- Какие показатели по инвестициям ожидаете по итогам текущего года? Стоит ли ждать прироста к уровню прошлого?

- Согласно консервативному прогнозу, объем инвестиций в основной капитал будет не ниже прошлого года. По тем данным, что у нас уже есть, в I квартале он увеличился на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го - до 109 млрд рублей. Эти цифры дают основания прогнозировать неплохие показатели по динамике - плюс более 20% к концу года. Обеспечат рост инвестиций предприятия обрабатывающей и газохимической отраслей, портовая и железнодорожная логистика.

- Планы по переезду правительства Ленинградской области в Гатчину по-прежнему в силе?

- Да, и это случилось бы давно, если б было куда переезжать. Сейчас решаем вопрос с Министерством обороны, которое обещало нам под размещение здание архива напротив Гатчинского дворца (это бывшие казармы лейб-гвардии Кирасирского полка, построенные в конце XVIII века). Объект в запущенном состоянии, рушится, мы готовы его отреставрировать. Под крупные комитеты просим передать Красные казармы при въезде в Гатчину. Также нам нужны деревянные и каменно-деревянные дома на улице Чкалова, где в советское время было коммунальное жилье. Пять лет мы их расселяли, а сейчас занимаемся проектированием приспособления под наши нужды. Сохраним фасады, внутри сделаем современные планировки, чтобы нашим комитетам было удобно в этих помещениях. На все работы уже получили согласие Минкульта. И еще одно здание - двухэтажное, тоже напротив Гатчинского дворца, - нам готов передать ДОСААФ на 49 лет в безвозмездное пользование.

Сроки переезда сдвигаем примерно до 2026-2027 годов. Главное для меня в этом процессе - не нарушить архитектурный ансамбль Гатчины, поэтому будем делать все очень аккуратно.

- Вы считали, во сколько примерно может обойтись переезд?

- Мы просчитывали общую сумму, которая нужна, чтобы Гатчина стала столицей. Это 20 млрд рублей: в такую сумму мы оцениваем приведение города в "столичный вид", а для этого нужно отреставрировать памятники, которые не в нашем ведении, отремонтировать дороги и развязки, построить два виадука, новые системы водоснабжения, канализации и т.д.

- Сотрудники администрации будут ездить в Гатчину или предложите служебное жилье?

- Не видим ничего страшного в том, чтобы ездить. Запустим шаттлы от ближайшей станции метро, 25 минут - и вы в Гатчине. Проблемы здесь нет.

- 2 сентября Ленинградская область отметит еще один праздник - 700-летие Шлиссельбурга. Вы ранее говорили, что к юбилею город ждет благоустройство. Расскажите подробнее, что именно делается?

- Из бюджета области Шлиссельбургу выделено 226 млн рублей. Сначала скажу, что уже реализовано: создан музей под открытым небом "Эхо великих сражений", благоустроена площадь у речного вокзала и участок от Красного проспекта до набережной Невы вблизи Благовещенского собора. Продолжаются работы на аллее вдоль Староладожского канала, в скверах у Благовещенского собора и рядом с памятником графу Савве Лукичу Рагузинскому-Владиславичу, а также в Комсомольском парке.

А основной наш подарок городу - это разработка дизайнерского кода: чтобы все, от вывесок до остановок, было оформлено в едином стиле. Выбрали его вместе с жителями и надеемся, что результат их порадует.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще