Губернатор Петербурга Г.Полтавченко: "Экономический форум напоминает всему миру о Санкт-Петербурге как о деловом, финансовом, культурном и туристическом центре"

Губернатор Петербурга Г.Полтавченко: "Экономический форум напоминает всему миру о Санкт-Петербурге как о деловом, финансовом, культурном и туристическом центре"

Ежегодный Петербургский международный экономический форум начнется в северной столице 20 июня. В этом году ведущие эксперты в области финансов, бизнесмены и политики обсудят перспективы глобальной экономики. О том, какую пользу приносит форум Петербургу, какова сумма контрактов, которые заключит правительство города, и других актуальных вопросах рассказал в интервью информационному агентству "Интерфакс Северо-Запад" губернатор северной столицы Георгий Полтавченко.

- Георгий Сергеевич, в ближайшие дни открывается ПМЭФ: какие соглашения будут подписаны, в каких сферах?

- В рамках Петербургского международного экономического форума будут подписаны три группы соглашений. Первая - это партнерские соглашения с регионами РФ и зарубежными партнерами. Будем подписывать соглашения о сотрудничестве и продолжении сотрудничества с Киргизской республикой, а также с Москвой, Чувашской Республикой, Республикой Коми, Иркутской, Челябинской и Псковской областями.

Вторая группа соглашений связана со стратегическим развитием и стратегическим планированием. Сейчас в Петербурге ведется активная работа по составлению стратегии. С ней будут в дальнейшем увязываться все госпрограммы. На основании этой стратегии в 2015 году будет составляться новый Генеральный план. Город впервые настолько серьезно подошел к этому вопросу. В связи с этим мы намерены подписать соглашения о сотрудничестве с Агентством стратегических инициатив и интересной, на мой взгляд, организацией - Гильдией стратегов. У этих людей интересное мышление, идеи, и мы надеемся, они окажут нам помощь в работе.

И третья группа - это конкретные документы в сфере развития бизнеса и экономики города. Среди них - многосторонний Меморандум о намерениях с участием всемирно известной испанской компании "Меркаса", соглашение с Кировским заводом, с входящей в группу компаний "Magna" компанией "Питерформ", соглашения о взаимопонимании с Международным банком реконструкции и развития; соглашение с "Банком Москвы", меморандум о сотрудничестве с компанией "Технополис-Санкт-Петербург", соглашение о взаимопонимании и сотрудничестве с ЗАО "NEC Нева Коммуникационные системы" и рядом других предприятий, участвующих в развитии фармацевтического и других кластеров Санкт-Петербурга.

- Вы уже оценивали примерный объем инвестиций по этим соглашениям?

- На прошлом Форуме планка по объему инвестиций в экономику Санкт-Петербурга была установлена довольно высоко - на уровне 90 млрд руб. Тем не менее, в этом году город подготовил к подписанию соглашений на общую сумму более 100 млрд рублей. Одно только соглашение с участием "Меркасы" может дать Петербургу порядка 2,5 млрд евро инвестиций и около 5 тысяч новых рабочих мест. Согласно этому меморандуму, в Петербурге при участии ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" и компании "Меркаса" стартует крупный проект по созданию федеральной сети центров переработки сельхозпродукции, оптовому распределению и оптовой торговли продуктами питания с ограниченным сроком хранения. Пилотный проект такого комплекса будет называться Агропромышленный парк Санкт-Петербурга.

- Вы заговорили о пользе Форума для города. Не секрет, что одной из основных проблем Петербурга является транспортная инфраструктура. Планируются ли переговоры с целью развития городской транспортной инфраструктуры, в частности, "Аэроэкспресса" с инвесторами и федеральными властями?

- В рамках форума будут вестись переговоры и с потенциальными инвесторами, и возможными участниками ГЧП в транспортной системе Санкт-Петербурга. Например, будут соглашения с Международным банком реконструкции и развития и "Банком Москвы" как потенциальными участниками схем ГЧП.

Метро - это наиболее доступный и удобный вид транспорта. Но, как известно, после событий 1991 года метро в нашем городе плохо строилось и развивалось в силу нехватки финансирования. Мы понимаем, что метро в Санкт-Петербурге должно развиваться совсем другими темпами. И мы будем искать деньги, чтобы строить метро другими темпами.

У нас по-прежнему в приоритете Фрунзенский радиус, который нужно довести до ума. Это все, что связано с его завершением: станция "Южная" и депо "Южная", без которого сложно будет работать этой ветке. Для его строительства есть все необходимое, включая утвержденный проект. Поэтому мы его и реализуем одним из первых.

Второе - это Калининско-Красносельская линия. Непонятно, почему вокруг нее сейчас наблюдается такой ажиотаж. Эта ветка была и остается приоритетной для правительства города. Но когда мы погрузились в эту проблему, оказалось, что практически готовых проектных решений для ее строительства до сих пор и не было. Сейчас проектная документация по Калининско-Красносельской линии почти готова, мы рассчитываем в конце лета сдать ее в экспертизу. Есть надежда получить проект из экспертизы в начале следующего года, в первом квартале. После чего планируем приступить к реальному строительству. Понятно, что на строительство целой ветки потребуется не год и не два, а лет пять-шесть. Но, во всяком случае, эта линия по-прежнему один из приоритетов.

И третье - это строительство ветки через Крестовский остров на улицу Савушкина в Приморском районе. Здесь мы решаем две проблемы. Локальная проблема - обеспечение доступности стадиона в рамках проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года. Глобальная - разгрузка Приморского района, где высокая плотность населения и очень сложная транспортная ситуация.

По "Аэроэкспрессу" окончательное решение еще не принято. На наш взгляд, проблем развития города он не решает, поскольку у него локальная задача - связать Балтийский вокзал и аэропорт "Пулково". В нашем городе он будет интересен, главным образом, тем, кто собирается летать самолетами "Аэрофлота" и других авиакомпаний. Мы исходим из того, что более правильным будет - и мы планируем это делать в любом случае - продление линии метро до "Пулково", с выходом на город-спутник "Южный", это крупный федеральный инвестиционный проект. При таком подходе в зоне аэропорта возможна организация еще одного транспортно-пересадочного узла и подключением к нему Пушкина, Павловска и так далее.

- Правильно понимать, что возможна реализация и метро в "Пулково", и "Аэроэкспресса"?

- Совершенно верно. Метро мы планируем строить в любом случае. Но в "Аэроэкспресс" город вкладывать деньги не планирует. Если встанет вопрос о строительстве за счет федеральных средств, то мы отказываться от него не будем.

- А на развитие метрополитена деньги будут только их городского бюджета? Или возможно получение федеральных средств?

- На этот проект (метро до Пулково - ИФ) нам денег из федерального бюджета пока не дают. Идет обсуждение проекта на северо-востоке в сторону Кудрово. Этот вопрос серьезно прорабатывается, и там возможно софинансирование из федерального бюджета. Об этом как раз будем говорить и на форуме, и, возможно, какие-то средства на поддержку мы получим. Но в любом случае, даже если федеральный бюджет не сможет нам сегодня помогать, мы эту работу будем вести, особенно по перечисленным мною трем приоритетным направлениям.

Мы ищем деньги на метро и рассматриваем все возможные варианты. Вплоть до работы по схеме государственно-частного партнерства при строительстве метро. Такие прецеденты в мире есть, почему бы нам их не изучить? Еще один вариант - получение льготных кредитов, под небольшие проценты, в том числе бюджетных кредитов из Российской Федерации, именно для строительства метрополитена.

- Каковы перспективы тех проектов, от которых город отказался (Орловский тоннель, Ново-Адмиралтейский мост). Возможно, рассматриваются проекты, заменяющие их?

- Как вы помните, главная причина, по которой мы от них отказались, - это их значительная дороговизна и неочевидная выгода для города в условиях сокращения поступлений в доходную часть бюджета. Поэтому, понимая, что город нуждается в дополнительных переправах через Неву, в развитии улично-дорожной сети, мы будем эту работу вести. Но иначе. К примеру, взять тот же Ново-Адмиралтейская мост. Там возникли вопросы, связанные с безопасностью прохождения судов по Неве. В процессе соответствующих испытаний и замеров была получена информация о серьезной проблеме: существовала опасность навала судов на опоры будущего моста. От реализации проекта пришлось отказаться.

Что касается Орловского тоннеля, то в том виде, в котором он был спроектирован, при серьезных финансовых затратах он не решал существующих проблем в транспортной системе Петербурга. Серьезной разгрузки набережных не получилось бы. Да и, по большому счету, он планировался в связи со строительством "Охта центра". Поскольку офис для "Газпрома" сейчас строится в другом месте, потребность в тоннеле в створе Пискаревского проспекта неочевидна. Однако я не исключаю, что тоннель может появиться в этом месте или выше по течению, например в створе улиц Фаянсовой - Зольной в рамках создания транспортного обхода центра по Обводному каналу. Причем сейчас появились технологии, которые позволяют существенно удешевить это строительство.

- Некоторые жители города продолжают выражать недовольство определенными удобствами, которые создает Петербургский экономический форум. Что бы Вы ответили им на вопрос, зачем городу нужен форум?

- Для города, помимо инвестиций, это, в первую очередь, конечно, имидж. Форум напоминает всему миру о Санкт-Петербурге как о деловом, финансовом, культурном и туристическом центре.

Любой человек, который хочет решить какой-то вопрос, подает себя соответствующим образом. Это только профессиональные нищие ходят и говорят: я сирый, убогий, ничего не умею, дайте мне денег. Обычный человек старается показать себя с лучшей стороны, показать все, на что он способен. Для города проведение подобных статусных мероприятий, в том числе и экономического форума, - это дополнительная возможность продемонстрировать себя с самой лучшей стороны.

Бизнес, в том числе международный, внимательно следит не только за тем, что говорим мы, а и за тем, что говорят экспертное сообщество, аналитики, политики. Совсем недавно авторитетный журнал The Economist включил Петербург в пятерку самых динамично развивающихся мегаполисов мира. Эта оценка дорогого стоит.

Мы стараемся делать все возможное, чтобы минимизировать те неудобства, которые создаются из-за присутствия большого количества гостей. Ведь к нам приезжают не только представители бизнеса, деловых кругов, но и главы государств. Они подлежат государственной охране, что требует повышенных мер безопасности. Здесь возникают определенные неудобства. Но, мне кажется, что ради той выгоды, которую приносит Форум, можно и потерпеть пару дней.

- Каковы перспективы развития автокластера? Отказался ли Fiat от строительства завода в Петербурге? Когда заработает завод MAN?

- Автокластер развивается активно, здесь никаких вопросов быть не может. В первом квартале этого года в его развитие вложено в 2 с лишним раза больше средств, чем за аналогичный период прошлого года.

Компания "Fiat" пока не заявила о том, что не хочет реализовывать свой проект на территории Петербурга. Город предложил им на выбор шесть площадок, они изучают этот вопрос. Как они решат - это их дело и их право.

Завод МАN, я думаю, мы запустим в конце года. В мае 2013 года руководство завода предоставило в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору пакет документов для получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов. Процесс согласования контролирует вице-губернатор Игорь Федорович Голиков. Он уже направлял в Службу письмо с просьбой по возможности сократить сроки согласования. Как только лицензия будет получена, необходимый пакет документов будет передан в Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга для получения разрешения на ввод завода в эксплуатацию.

- Известная ли окончательная стоимость стадиона на Крестовском острове? Будет ли она снижаться?

- Государственная экспертиза проведена. Согласно этой экспертизе, максимальная стоимость стадиона определена в объеме 34 млрд 900 млн рублей. Срок окончания строительства - декабрь 2015 года, а ввод в эксплуатацию - 1-й квартал 2016 года. Если говорить о сумме, то она может изменяться только в меньшую сторону. Мы активно работаем с подрядчиком над тем, где мы сможем сэкономить, но, конечно, не в ущерб качеству.

- На какой стадии находится проект строительства зоопарка? Определена ли новая территория для зверинца?

- Мы рассматриваем сегодня две площадки. Называть их специально не буду, чтобы не вызывать ненужного ажиотажа. Но могу сказать, что одна площадка - в городе, а одна - в Ленинградской области, но недалеко от Петербурга.

Сейчас мы попросили зоологов, орнитологов, экологов и других специалистов проанализировать плюсы и минусы каждой площадки. Я надеюсь, что они в течение лета выскажут свое мнение, и мы окончательно определимся по месту. При этом, когда место будет нам понятно, мы хотим всем об этом рассказать, чтобы жители также имели возможность высказать свое мнение.

Как ленинградец, петербуржец, я считаю, что мы не должны ни в коем случае закрывать действующий Ленинградский зоопарк. Это своего рода символ города. Зоопарк там будет в любом случае. Конечно, его следует привести в порядок, но исторический зоопарк останется на своем месте.

- Когда планируется переместить ПМЭФ на новую площадку "Экспофорум" на юге города?

- Строительство новой выставочной площадки "Экспофорум" на юге Санкт-Петербурга ведет частный инвестор. По моей информации, он планирует ввести в строй первую очередь выставочного комплекса в первом квартале 2014 года. Если все пойдет по плану, я не исключаю, что может быть поставлен вопрос о проведении следующего Форума на новой площадке. Многое в этом вопросе будет зависеть от позиции Минэкономразвития.

Со своей стороны хочу заметить, что даже когда будет сдана вторая очередь "Экспофорума", и общая площадь новых павильонов превысит там 60 тысяч квадратных метров, этого все равно не хватит Петербургу. Если всерьез говорить о развитии конгресс-туризма, городу необходима своя собственная инфраструктура. Хотя бы одна серьезная площадка с конгресс-холлом на 6-7 тысяч и 2-3 новых выставочных площадки, скажем так, межрегионального уровня, с конгресс-холлами на 2 тысячи человек. Сейчас принять одновременно два крупных события мирового масштаба - задача для Петербурга практически неразрешимая.

В целом я уверен, что когда экономический Форум переедет на юг Санкт-Петербурга, жители нашего города не будут испытывать практически никаких бытовых неудобств. То есть минусов от его проведения для петербуржцев не останется, а останутся одни только плюсы.