Делегация Псковской области принимает участие в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2019). Губернатор региона Михаил Ведерников рассказал в интервью "Интерфаксу" о важнейших соглашениях, подписанных на ПМЭФ, развитии железнодорожной сети региона и "Псковавиа".
- Михаил Юрьевич, как вы оцениваете этот ПМЭФ для Псковской области? Какие соглашения уже подписаны?
- В этом году мы впервые участвуем в форуме полноценно, со своим стендом. Это дает возможность широко презентовать возможности региона. У нас запланировано подписание десяти соглашений. Ряд из них уже подписан, одно из самых значимых – с новым резидентом ОЭЗ "Моглино" прибалтийской компанией Elme Messer Gaas, которая будет заниматься разделением атмосферного воздуха на медицинские и технические газы. Предприятие высокотехнологичное. Работать там будет небольшое количество людей, но сумма инвестиций составляет почти 2 млрд рублей. Мы рассчитываем, что с появлением этого производства и регион, и предприятия, которые у нас работают, получат дополнительные возможности по промышленной кооперации. Ну и самое главное - повышается конкуренция на этом рынке, потребители газов будут получать товар по конкурентной цене.
- Какая общая сумма подписанных соглашений на ПМЭФ-2019?
- Общая сумма – более 6 млрд рублей. Несколько дней назад на инвестиционной комиссии были признаны приоритетными два региональных инвестпроекта. Одно из соглашений - о строительстве современной молочной фермы на 1800 голов - мы подписали в рамках Петербургского форума. Остальные – это конкретизация, расширение уже существующих или партнерских отношений.
Так, мы подписали соглашение с "Транснефтью". Компания, во-первых, строит выставочный центр в Изборске, только в 2019 году более 50 млн рублей выделено. Порядка 20 млн рублей они выделяют в следующем году, а к концу 2020 года мы получим современную выставочную площадку, которая будет, в первую очередь, использоваться нашим музеем-заповедником "Изборск", но и с "Транснефтью" мы запланировали ряд больших совместных проектов.
Во-вторых, компания передала нам офис в городе Великие Луки, где разместится второй в регионе детский кванториум, коворкинг, молодежный центр, расположатся социальные комитеты города. Это будет центр притяжения молодежи. Для нас проект значим, потому что ни область, ни Великие Луки сами бы его не потянули.
- Как продвигается развитие псковского аэропорта?
- Мы сейчас находимся на вынужденной паузе. Это связано в том числе с переосмыслением использования аэропорта. Мы акционировали акции аэропорта в рамках исполнения указа президента, должны были привлечь туда 1,2 млрд инвестиций, но, когда мы начали этот вопрос детально изучать, пришли к выводу, что единым лотом это не реализовать. Это абсолютно разный бизнес: есть те, кто летает, и те, кто занимается аэровокзальными комплексами. Для того, чтобы реанимировать авиакомпанию в летной части, по самым скромным подсчетам нужно от 10 млрд рублей, это треть регионального бюджета. Мы не видим в этом смысла. Эксперты не верят в развитие региональных компаний, особенно в высоко дотационных регионах.
Поэтому мы приняли решение, и Минтранс его поддержал, мы не будем претендовать на восстановление летной части "Псковавиа", мы от нее отказываемся, поэтому мы осознанно утратили летный сертификат и все силы и средства сосредоточили на развитии аэропорта. А летать должны те, кто может себе это позволить, и те, кто делает это профессионально.
Сейчас три раза в неделю летают самолеты Псков-Москва, организованы рейсы в Сочи два раза в неделю, и мы договорились, что они будут круглогодичными. Уже есть позитивная загрузка. Мы договорились с компанией "Азимут", что, если она будет более 70%, мы не будем субсидировать этот маршрут, а высвободившиеся средства направим, например, на новые маршруты. Более того, мы договорились с губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым, что со следующего года 32 млн рублей, которые мы субсидируем на полеты в Сочи, мы разобьем на две части: 15 млн будем давать мы, 15 – Краснодарский край. Освободившиеся средства мы направим либо на рейсы в Минеральные Воды, либо в Калининград, например. Таким образом, наша маршрутная сетка развивается.
В настоящее время мы ведем переговоры с целым рядом ведущих авиакомпаний нашей страны - у них есть желание зайти на наш рынок. Но мы осторожны в переговорах. Хотелось бы выйти на схему организации полетов без дотаций.
Возвращаясь к "Псковавиа". Мы скорее всего будем возвращать акции обратно в область, возмещать инвестору – "Евросибу" - 55 млн рублей, которые он за акции заплатил. На следующей неделе запланирована встреча с первым вице-премьером - министром финансов Антоном Силуановым, я буду просить федеральные средства, чтобы вывести из риска банкротства "Псковавиа". От этого будет зависеть, будем ли мы акционировать предприятие или все-таки оставим его в региональной собственности и найдем компанию, которая могла бы эффективно этим аэропортом управлять.
В настоящее время мы ведем переговоры с двумя компаниями, которые занимаются малой авиацией, с учетом того, что у нас международный аэропорт четвертого класса. Есть интерес связать Псков с Ригой и Таллином. Это автоматически дает рентабельность перелета Псков-Петербург.
- Михаил Юрьевич, планируется ли открывать новые железнодорожные маршруты (пригородные, междугородние)?
- Главные стратегические задачи мы решили. У нас ходят три пары поездов в Петербург. С 3 августа мы продляем маршрут Петербург – Псков – Печоры, он тоже будет регулярным, пока три раза в день. На время Ганзейских дней запустим пробные пары.
Сейчас запущен поезд Псков - Великий Новгород - Петрозаводск, это хороший элемент мультимодальных переездов для туристов. Также с руководством РЖД обсуждаем возможность добавить остановки на территории Псковщины.
В последние несколько лет в связи со сложностями бюджета региона сокращались внутрирегиональные железнодорожные перевозки, но за счет оптимизации часть компенсаций высвобождается, эти деньги мы можем тратить на новые маршруты. Например, поезд, который идет в Печоры, будет останавливаться в Моглино, что будет удобно тем, кто работает в ОЭЗ, а также в Новом Изборске. Это удобно и для туристов, и для жителей региона.
- Когда планируете получить заключение экологической экспертизы по заводу "Титан-Полимер" в ОЭЗ "Моглино"? Противники строительства утверждают, что санитарно-защитная зона пересечется с санитарной зоной уже существующей "Птицефабрики Псковская", так ли это, и какие рассматриваются варианты решения проблемы?
- Экологическая экспертиза будет после завершения "Титаном" проектирования. Сейчас точные сроки назвать сложно. Напомню, строительство полимерного завода планируется осуществить в два этапа. Экологическая экспертиза будет выполняться в отношении ПЭТФ производства (гранулы). Первой очередью они будут запускать БОПЭТ пленки, не требующие экологической экспертизы.
Что касается наложения санитарно-защитных зон (СЗЗ), то это допустимо. В процессе разработки СЗЗ определяются компенсирующие мероприятия на границе СЗЗ, с учетом воздействия как птицефабрики, так и других производств.
"Титан – Полимер" разрабатывает мероприятия по сокращению СЗЗ будущего производства с учетом экологических норм и требований, благодаря чему наложение СЗЗ "Титан – Полимер" на территорию птицефабрики, и, соответственно, негативное воздействие на предприятие и его продукцию, будет исключено.