В Сочи стартовал Российский инвестиционный форум, в котором принимает участие делегация Вологодской области. На полях форума регион подписывает ряд соглашений с Торгово-промышленной палатой РФ, Новосибирской и Новгородской областями и компанией "ФосАгро". Губернатор Вологодчины Олег Кувшинников рассказал "Интерфаксу" о планах по газификации региона, тарифах на вывоз мусора и перспективах строительства и реконструкции мостов в Вологде.
– Олег Александрович, какая программа запланирована у вашей делегации на Сочинском форуме? Какие соглашения подписываете?
– Программа, как обычно, насыщенная. У нас несколько соглашений. Это соглашение с Торгово-промышленной палатой РФ по укреплению взаимодействия, особенно по поставкам наших продуктов за пределы Вологодской области и РФ. Это работа с нашими предприятиями и, конечно, создание благоприятного инвестиционного климата, который мы сейчас корректируем, чтобы войти в ряд самых эффективных регионов страны. Это соглашение с Новосибирской областью, важное с точки зрения укрепления научного потенциала и создания научного центра на территории нашего региона при поддержке правительства Новосибирской области. Проект по газификации Вологодской и Новгородской областей, также проект по передаче дороги в федеральную собственность через Устюжну на Валдай и реализация совместного кластера индивидуального деревянного домостроения. Все эти вопросы мы сегодня обсуждали с представителями Новгородской области. Кроме того, мы подписываем соглашение с компанией "ФосАгро" по поставкам минеральных удобрений нашим сельхозпроизводителям, это соглашение мы подписываем ежегодно.
У меня также запланировано несколько выступлений на пленарных дискуссиях, посвященных развитию несырьевого экспорта, улучшению демографии, строительству социальной инфраструктуры.
- Вы сказали, что обсуждали с Новгородской областью, в том числе, проекты по газификации. Какой сейчас уровень газификации в Вологодской области, когда планируется выйти на 100%? Сколько средств будет вложено в газификацию, начиная с текущего года?
- Вологодская область сейчас приступает к новому этапу газификации региона. Ранее, с 2005 по 2017 год, "Газпром" вложил более 420 млрд рублей в строительство газопроводов. В том числе, более 3,3 млрд рублей в строительство распределительных сетей, что позволило поднять уровень газификации до 62,5%. За это время было построено более 1 тыс. 600 км магистральных газопроводов, 200 км межпоселковых газопроводов и 250 км газовых сетей.
С 2018 начата реализация крупнейшего проекта по газификации Кирилловского, Белозерского, Вашкинского, Вытегорского районов области по инвестиционной программе "Газпрома" на территории области. Объем инвестиций предусматривается порядка 20 млрд рублей. Будет газифицировано всего более 57 тыс. домовладений. Это позволит поднять газификацию Вологодской области до 66% до 2022 года.
Одновременно мы начинаем разработку проектно-сметной документации вместе с "Газпромом" на газификацию Устюженского муниципального района и частичную газификацию Тверской и Новгородской областей через Устюжну.
Еще один проект, который мы сейчас обсуждаем совместно с "Газпромом" - газификация Харовского муниципального района.
В ближайшее время начнется реализация крупнейшей инвестиционной программы "Газпрома" на территории Вологодской области. Это газификация четырех районов: Кирилловский, Белозерский, Вашкинский и Вытегорский. Объем инвестиций - 20 млрд рублей, будет газифицировано более 57 тыс. домовладений.
У нас впереди очень большой объем инвестиций в газификацию Вологодской области, что позволит облегчить жизнь наших жителей, особенно тех, у кого очень высокие тарифы на теплоэнергию: мазут, уголь, дрова и другие виды топлива.
- Группа "Свеза" реализует крупный проект по модернизации своего фанерного комбината стоимостью 1 млрд рублей. Какие еще инвесторы планируют реализовывать проекты в сфере деревообработки в Вологодской области? Есть ли среди них иностранные компании?
- Компания "Свеза Новатор" на востоке Вологодской области реализует крупнейший проект по созданию предприятия полного цикла по выпуску фанеры, в том числе ламинированной, в партнерстве с японской Hashimoto Denki. Реализация проекта позволит практически вдвое увеличить выпуск фанеры, в том числе уникальных видов ламинированной фанеры. Объем инвестиций – более 1 млрд рублей. Это позволит компании закрепиться в числе лидеров российского рынка по производству фанеры.
Кроме того, на территории Вологодской области реализуется еще ряд крупных инвестиционных проектов. Это проект компании "Плитвуд" с инвестициями 6 млрд рублей по производству березовой фанеры объемом 115 тыс. кубометров в год. Этот проект уже находится в стадии реализации, мы ждем окончания строительства в 2020 году.
Еще один проект - компании "Сегежа групп": строительство завода по производству перекрестно склеенных панелей, так называемых CLT-панелей. Объем инвестиций - 1,5 млрд рублей. Проект позволит создать продукцию, которая уникальна для нашего рынка. Это широкоформатная фанера шириной до 3,5 м, длиной до 24 м, толщина - до 40 см. Это позволит производить продукцию, из которой можно строить и социальные объекты, и целые секции домов. То есть, одна панель – это стена дома. Эта продукция на сегодняшний день очень востребована на Западе, это экспортоориентированный продукт, а в России только начинают интересоваться развитием многоэтажного деревянного домостроения на основе CLT-панелей. Сейчас Минпромторг вносит изменения в существующее законодательство по возможности реализации этого проекта.
Еще один проект - строительство завода по производству фибролитовых плит на территории Череповецкого индустриального парка. Объем инвестиций - почти 4 млрд рублей. Это позволит выпускать 120 тыс. кубометров панелей, тоже очень востребованных, экологически чистых, для домостроения и для строительства производственных цехов предприятий.
- Как обстоят дела с реализацией проекта "Нестле" по выпуску детского питания? В конце декабря должен был состояться технический запуск, в январе планировалось приступить к серийному производству...
- Все идет по плану. На сегодняшний день монтируется оборудование, поэтому в этом году "Нестле" запустит линию по производству детского питания. Этот завод будет производить 90% детского питания, которое поставляется в страны Росси и СНГ. Это крупнейший проект, объем инвестиций - 1,8 млрд рублей. Старт тестового производства намечен на начало марта 2019 года, далее, при условии успешного ввода в эксплуатацию зданий и оборудования, получения разрешений, запуск товарного производства запланирован на начало мая 2019 года.
- В регионе установлен довольно высокий тариф на вывоз мусора (140 рублей для жителя города, 112 рублей для сельской местности). Это окончательные тарифы или они будут пересмотрены?
- В соответствии с федеральным законом о переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, практически все регионы РФ с 1 января перешли на новую схему. Она гарантирует практически полную утилизацию мусора на сертифицированных полигонах с предварительной сортировкой. Общий объем инвестиций в новую систему обращения с отходами составит около 5 млрд рублей, в том числе, на строительство и модернизацию объектов инфраструктуры (мусороперегрузочных, сортировочных станций и современных полигонов ТБО) – 1,9 млрд рублей, на рекультивацию несанкционированных свалок – 3 млрд рублей.
Также хочу отметить, что сейчас на территории Вологодской области 44 полигона. К 2024 году останется пять легитимных полигонов.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с отходами формируется, исходя из установленных тарифов региональных операторов и нормативов накопления отходов. Нормативы определены на основании инструментальных замеров, проводимых в рамках научно-исследовательской работы "Разработка схемы обращения с отходами на территории Вологодской области". Инструментальные замеры проводились АНО "Институт развития регионов" по всем четырем сезонам года. На каждом выбранном объекте общественного назначения и жилого фонда исследование проводилось в течение 7 суток в каждом сезоне. В нормативах накопления учтено образование крупногабаритных отходов в составе ТКО, обращение с которыми тоже должен обеспечить региональный оператор.
Услуга регионального оператора включает в себя весь комплекс работ по обращению с отходами: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Размер тарифов должен компенсировать регулируемым организациям экономически обоснованные расходы на реализацию производственных программ.
Основная цель реформы – стандартизировать услугу по обращению ТКО, повысить ее качество, предотвратить несанкционированные свалки, улучшить экологическую ситуацию. Реформа нужна для того, чтобы сформировать принципиально новую, современную систему обращения с твердыми коммунальными отходами, создать такую инфраструктуру, которая позволит максимально сократить захоронение полезных фракций и перейти на их переработку и вторичное вовлечение в промышленное производство.
В рамках реформы будет полностью исключена возможность использования для размещения ТКО несанкционированных свалок (последних на сегодняшний день в Вологодской области насчитывается более 180 единиц). В новых условиях региональный оператор при заключении договора на транспортирование ТКО указывает объект их конечного размещения. В случае нарушения логистики, основание для оплаты перевозчику этой услуги утрачивается. А это значит, что попадание ТКО на несанкционированные свалки практически исключается.
Говорить, что у нас самый высокий тариф, я бы не стал. Тариф по Восточной зоне – 173 рубля с человека в месяц, в Западной зоне – 140,28 рублей с человека в месяц. В связи с большим количеством обращений граждан правительство области приняло решение снизить плату в Восточной зоне области до 140,28 рублей для городского населения и до 112 рублей для сельского населения. Для отдельных категорий граждан (инвалидов и семей с детьми-инвалидами, участников ВОВ и пр.) действующим законодательством уже предусмотрена компенсация расходов в размере 50% от платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в платежке. На 50% компенсацию за коммунальную услугу по обращению с ТКО с 1 января 2019 года также могут рассчитывать многодетные семьи, члены семей граждан, подвергшихся радиации, отдельные категории специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, и пенсионеры из их числа.
Новая система по обращению с твердыми коммунальными отходами была жизненно необходима, потому что Россия захлебнулась в мусоре. Огромное количество несанкционированных свалок, система не упорядочена, разрознена, не было единых тарифов, единых правил и норм сортировки и утилизации отходов, не было единых требований к полигонам ТБО. Поэтому система оправдана, никаких мусорных коллапсов мы не ожидаем.
- Расскажите о реализации строительства Некрасовского моста в Вологде. Ведется поиск инвестора или рассматриваются какие-то другие варианты?
- Еще один интересный вопрос. Основной проект Вологды - это, конечно, строительство городового обхода. Объем инвестиций - 12 млрд рублей. Это 16 км трассы, которая будет построена к 1 сентября 2020 года. Этот проект поможет вывести транзитный грузовой транспорт из Вологды. Этим мы город разгрузим очень сильно.
Как только мы получили федеральные средства, начали рассматривать возможности строительства мостовых сооружений и в самом городе. Сначала мы отремонтировали существующие мосты. Такую программу мы запустили и при поддержке правительства Вологодской области, на это было выделено 100 млн рублей. Основные мостовые сооружения были отремонтированы капитально.
- За какой срок?
- Мы это сделали в 2018 году. После ремонта мы понимаем, что центр города стоит в часы пик. Поэтому для создания комплексной схемы транспортного движения в Вологде были приглашены специалисты из Санкт-Петербурга.
Схема включает в себя и транспортные потоки, и работу общественного транспорта, и прогноз развития новых микрорайонов, и прогноз увеличения индивидуального транспорта у вологжан. Эта работа была вынесена на градостроительный совет Вологды, который решил, что городу нужен не один, а два моста. Это Некрасовский мост и мост в створе Флотского переулка.
Решили, что сначала мы построим Некрасовский мост – сейчас город будет делать корректировку документации. После строительства Некрасовского моста мы будем делать мост в створе Флотского переулка, он будет построен до 2022 года.
То есть, с 2020 до 2022 года в Вологде должно быть построено два мостовых сооружения. После подготовки и корректировки проектно-сметной документации мы будем заявляться через министерство транспорта и Росавтодор в федеральный проект агломерации "Безопасные и качественные дороги" для получения федерального софинансирования. Если не получится это сделать, то этот проект будет почти полностью профинансирован за счет средств областного бюджета.
- Какой объем госдолга по итогам 2018 года? Каких показателей планируется достичь по итогам 2019? Какие меры принимаются для его снижения?
– Вологодская область вышла из глубочайшего финансово-экономического кризиса: уровень государственного долга в 2013 году достигал 105% от собственных доходов, это 35 млрд рублей. Мы находились в одном шаге от дефолта, мы были на втором месте с конца после Мордовии. Все эти годы мы реализовывали очень жесткую финансово-кредитную политику, чтобы снизить госдолг, увеличить поступление налогов в бюджетную систему Вологодской области и сделать все возможное, чтобы сделать бюджет профицитным.
На сегодняшний день мы досрочно выполнили работы, которые должны были завершиться в 2020 году, и вышли на безопасный уровень государственного долга – 50% от собственных доходов. Сейчас это уже 32%. Только за последний год объем поступлений в бюджетную систему возрос на 24% – это свыше 15 млрд рублей, по этому показателю регион входит в десятку субъектов РФ. По объему профицита бюджета, а он составляет 14 млрд рублей, мы занимаем третье место в стране.
На сегодняшний день мы вышли из кризиса, сейчас у нас появилась возможность для инфраструктурного рывка. Самое главное то, что из 15 млрд рублей коммерческих кредитов к 1 января 2019 года осталось всего 4 млрд рублей, а в настоящее время их объем сокращен до 3 млрд рублей. Уровень государственного долга к концу 2021 года составит не более 17% от собственных доходов и в нем останутся только бюджетные кредиты, коммерческих кредитов не будет. Такую задачу я ставлю на ближайшие три года Департаменту финансов Вологодской области.