Хореограф Б.Эйфман: "Искусство балета преодолевает политический антагонизм и объединяет сердца людей"

Хореограф Б.Эйфман: "Искусство балета преодолевает политический антагонизм и объединяет сердца людей"

Балет "Роден" станет центральным событием культурной программы Петербургского международного экономического форума. Спектакль пройдет 22 и 23 мая на сцене Александринского театра. Второй показ будет наделен особым статусом: он состоится в формате торжественного вечера от имени губернатора Петербурга, организуемого для гостей и участников форума. О своей постановке и новом наборе учащихся в Академию танца хореограф Борис Эйфман рассказал в интервью "Интерфаксу".

- Борис Яковлевич, расскажите о спектакле "Роден", который станет центральным событием культурной программы Петербургского экономического форума.

- Для нас большая честь впервые представлять современное искусство России на Международном экономическом форуме в Петербурге. Я очень рад, что нам дана возможность участвовать в губернаторском приеме. Мы видим, как город меняет концепцию общения с миром, делает выбор в пользу продвижения петербургской культуры. На форуме будут обсуждаться экономические и финансовые вопросы, в основном все будет крутиться вокруг цифр. А как можно посчитать искусство? Важно, что наряду с экономическими темами в рамках форума будут представлены высшие ценности. То современное искусство России, которое успешно и востребовано во всем мире.

Примечательно, что наш театр покажет именно "Родена" - спектакль о великом скульпторе, чье творчество принадлежит всему человечеству. Этот балет объединит всех, кто будет присутствовать в зрительном зале, всех участников форума, которые, несомненно, заинтересованы в том, чтобы мир стремился к духовной интеграции, а не к разобщенности. Спектакль "Роден" родился в Петербурге, демонстрировался в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, многих других городах мира и везде вызывал огромный интерес. Есть ценности, способные объединять, и к ним, прежде всего, относится искусство.

- Расскажите о работе Академии. Сейчас идет набор новых учеников…

- Сейчас Академия завершает первый учебный год. Мы довольны тем, как он прошел. Семилетние воспитанники своими результатами доказали, что выбранное направление развития Академии - правильное. Мы начинаем учить с семи лет, поскольку именно в этом возрасте происходит вхождение в профессию, взращивание в детях любви к танцу, к искусству, а тело физически подготавливается к предстоящим испытаниям. Пятиклассники также проделали огромную работу. 24 мая состоится отчетный концерт наших воспитанников, и думаю, они достойно выступят и покажут все, чему их научили.

27 мая начинается отбор детей, окончивших начальную школу. Мы надеемся найти талантливых учеников. Вы, наверное, знаете, что мы внедрили систему полного пансиона: бесплатно учим, одеваем, кормим, лечим детей, а также предоставляем иногородним воспитанникам возможность проживать в интернате. Делаем все для того, чтобы ребенок превратился в полноценную и успешную творческую личность и прожил счастливую жизнь в искусстве. Мы очень благодарны правительству города, всем спонсорам и друзьям Академии за поддержку.

Отдельно подчеркну, что нашей балетной школе необходимы исключительно талантливые дети, вундеркинды. 4 июня состоится дополнительный набор первоклассников. Те родители, которые решатся отдать детей в Академию, сделают правильный выбор. Во всяком случае, сейчас мы видим счастливые лица мам и пап наших первых воспитанников и горящие глаза детей. И это самое главное.

- Сколько детей Вы наберете в этом году в первый и пятый класс?

- Я думаю, будет где-то порядка 30 детей в первом классе и столько же - в пятом. По 15 девочек и 15 мальчиков.

- А процент иногородних ребят каким будет? Вы же ездите и отбираете таланты по стране.

- Да, активно ездим по регионам, т. к. не имеем никакого права зацикливаться на Петербурге. Наша Академия - национальная. Мы должны делать акцент на иногородних детях и детях из малообеспеченных семей, находить среди них таланты и давать им возможность приехать в Петербург и стать частью его культурного мира.

Мы не знаем, сколько иногородних ребят будет принято в этом году. Для нас главное - талантлив ребенок или нет. Если талантлив, а места для него уже нет, значит - я возьму такого ребенка к себе домой и сделаю из него артиста.

- Расскажите, чем принципиально по программе отличается обучение в Вашей академии и Вагановке?

- Основа та же – классический танец, который преподается именно по системе Вагановой. Мы также внедряем много параллельных дисциплин, связанных со спортом. Это, в первую очередь, гимнастика. Детей готовят тренеры высшей квалификации. Большое внимание уделяется общефизической подготовке (у нас есть свой бассейн). Вводятся предметы по так называемым несценическим танцам, которые позволят более органично развить координацию, пластику ребенка. Особое внимание направлено на интеллектуальное развитие, культурное образование. Мы стараемся совершенствовать то, что в системе традиционных балетных школ было отодвинуто на периферию. Речь, конечно же, об общем образовании. Мы все знаем, что в балетных училищах оно очень слабое. Выпускник же нашей Академии должен быть готов успешно поступить в любой гуманитарный вуз. Кроме того, сам Петербург, его культурная и духовная среда накладывают особый отпечаток на учеников, ведь мы стремимся, чтобы все они непременно посещали музеи и театры, впитывая все то светлое и возвышенное, чем гордится наш великий город.

У нас ни в коем случае нет конкуренции с академией Вагановой. Мы просто идем своим профессиональным путем и хотим воспитать универсального артиста, способного освоить не только классику, но и другие стили танца. Это будущее поколение танцовщиков, которое должно создать новый современный репертуар. Академия Вагановой – это, в первую очередь, классическое образование, ориентированное на репертуар Мариинского театра. Нашу Академию отличает универсальность. Поэтому уместнее говорить не о конкуренции, а о наследовании и продолжении Академией танца великих традиций Вагановой.

- С прошлого года кто-то из детей был отчислен?

- Отсеялись буквально один-два ребенка. Это было связано с физическими трудностями. Решение принималось по обоюдному согласию. В Академию, соответственно, немедленно были зачислены ученики из резервной группы. Это процесс селекции, который проходит во всех школах, поскольку дети растут, меняются физически. Никто не может предсказать, как именно будет развиваться ребенок. Мы берем семилетнего воспитанника, а к 18 годам это будет совсем другой человек. Но нами делается все возможное, чтобы ученик Академии, даже изменившись физически, смог получить то образование, которое позволит ему проявить себя в другой профессии и не комплексовать по поводу не сложившейся сценической карьеры.

- Расскажите о Ваших гастрольных планах?

- Наш Театр гастролировал в Лондоне со спектаклями "Роден" и "Анна Каренина" в ярко выраженный кризисный период, на фоне многократного усиления напряженности в отношениях России и Запада. Шла настоящая вспышка неприятия всего российского. Но мы дали пять спектаклей, и все пять вечеров завершались стоячими овациями и криками "браво". Значит, балет - то искусство, которое покоряет сердца и преодолевает политический антагонизм. Оно сильнее и выше идеологических стереотипов, потому что проникает в сердце человека. Души и сердца людей всегда открыты для высокого искусства. И наши гастроли еще раз доказали, что культурная дипломатия – самая успешная и убедительная.

Сейчас мы будем выступать в Петербурге, и эти спектакли очень важны для нас. Вообще же, я искренне надеюсь, что когда будет построен Дворец танца, мы сможем представлять в родном городе весь свой репертуар.

В июне мы поедем в Германию на известный фестиваль Рурфестшпиле. Также я собираюсь показать премьеру балета "Реквием" в неаполитанском Театре Сан-Карло. В июле труппа уйдет в отпуск, а в августе серией выступлений в Петербурге мы откроем новый сезон.

- Вы сейчас готовите новый спектакль по роману "Ночь нежна". Расскажите об этой новой постановке.

- Роман Фицджеральда переносит нас во времена Америки 20-х годов. В нашем спектакле мы погрузимся в эту эпоху, где радость сочетается с отчаянием, а за взлетом неизбежно следует падение. На фоне безудержного веселья "века джаза" в балете развернется настоящая психологическая драма.

- Когда состоится премьера?

- Планируем, что в конце года. Во многом это зависит от возможности аренды той сцены, на которой она должна пройти. Парадокс: уже сегодня я могу сказать, что премьера этого балета в Париже состоится 9 февраля 2015 года, а в апреле-мае новая постановка будет представлена в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско. Однако при всем при этом я не знаю, когда именно пройдет петербургская премьера.

- Вы, наверно, видели предварительный проект Дворца танца. Что Вы об этом думаете?

- Мы много работаем с Максимом Атаянцем (автор проекта комплекса зданий для высших судов и Дворца танца – ИФ). Проект активно совершенствуется. Это будет неоклассика, которая впишется в ансамбль здания судов и сможет гармонично сочетаться со стилистикой Петербурга. Я жду с нетерпением и молюсь, чтобы Дворец танца скорее открылся в нашем городе.

- Какие возможности откроются перед театром с появлением Дворца танца?

- Мы сможем расширить репертуар и восстановить многие наши спектакли, сошедшие со сцены. Кроме того, начнем планировать свою работу без оглядки на театры, которые приглашают нас выступать. Наша репертуарная политика станет самостоятельной. Во Дворце танца будут работать несколько трупп. Первая - представляющая на высоком профессиональном уровне классический балет и реанимирующая старые спектакли. Вторая – наш театр, ориентирующийся на развитие психологического балетного искусства. Третья – авангардная и экспериментальная труппа. На ее базе будет создана лаборатория молодых хореографов. Надеюсь, что в стране появится новая плеяда молодых творцов. Сегодня мы испытываем колоссальный дефицит художественных лидеров.

Впрочем, во Дворце смогут заниматься не только профессионалы, но и любители. Все те, для кого танец – будь то народный, бальный или современный - является частью жизни. Очень хочется, чтобы люди приходили в этот новый центр искусства по вечерам и посвящали себя любимому занятию. Дворец - не театр Эйфмана, а дом для всех, кто влюблен в танец. Этот проект даст нашему городу уникальную возможность приобщить к высокому искусству тысячи молодых людей и наполнить их жизнь движением.

- Вы уже думали о наборе персонала для Дворца?

- Я человек суеверный. Вот заложат фундамент Дворца, тогда и начнем заниматься кадровой политикой.