Начальник ГУ МЧС РФ по Калининградской области А.Бирюков: "Наша группировка в регионе самодостаточна, но при необходимости будет быстро усилена, несмотря на государственные границы"

Начальник ГУ МЧС РФ по Калининградской области А.Бирюков: "Наша группировка в регионе самодостаточна, но при необходимости будет быстро усилена, несмотря на государственные границы"

            Особое географическое положение Калининградской области всегда накладывало определенный отпечаток на деятельность многих государственных структур региона. Не является исключением и работа спасательных подразделений самого западного субъекта Российской Федерации. О том, какие особенности присутствуют в деятельности ГУ МЧС России по Калининградской области в интервью "Интерфаксу" рассказал начальник регионального управления Алексей Бирюков.

            - Алексей Сергеевич, не так давно в регионе прошли крупные учения по ликвидации разлива нефти и тушению пожара на морской платформе. Как их оценило руководство МЧС России, какие задачи поставлены Главному управлению по итогам учения?

            - Проведенное учение было высоко оценено руководством МЧС России и Губернатором Калининградской области. Было организовано теснейшее взаимодействие всех структур, в частности отмечен высокий профессионализм и слаженность действий всех участников. Проблемных вопросов в работе у нас не возникало.

            Ну, а что касается задач, то они у нас всегда одни и те же - предупреждение, спасение, помощь.

            - Но ведь такие учения не часто проводятся в области, каким образом нарабатываются опыт и навыки борьбы с возможными разливами нефти?

            - Вы правы, столь крупномасштабные учения последний раз в регионе проводились более 10 лет назад. А что касается объектовых тренировок и локальных учений, то на сегодняшний день в соответствии с действующим законодательством в организациях, осуществляющих деятельность с нефтью и нефтепродуктами, комплексные учения или командно-штабные тренировки проводятся не реже одного раза в 2 года.

            Как правило, в ходе тренировок отрабатываются планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, проверяется готовность сил и средств, привлекаемых для их ликвидации, а также проводятся мероприятия по максимально возможному снижению ущерба и потерь в случае их возникновения.

            - Калининградская область оторвана от России. Насколько эффективно регион может самостоятельно противостоять возможным ЧС и как получить помощь из "большой России" в сегодняшних внешнеполитических условиях? Есть ли планы руководства МЧС России по усилению группировки сил и средств в области?

            - Можно сказать, что в настоящее время группировка и так усилена. На территории области дислоцируется самый большой в Северо-Западном федеральном округе поисково-спасательный отряд, который хорошо оснащен и способен выполнять практически любые виды аварийно-спасательных работ.

            Пожарные части области в отличие от других субъектов содержатся за счет средств федерального бюджета, среди не многих субъектов мы имеем спасательный вертолет. Имеющаяся группировка сил готова к выполнению задач.

            Кроме того, в МЧС России накоплен большой опыт по переброске сил и средств в другие регионы страны и за рубеж, поэтому если будет такая необходимость я уверен, что нам будет оказана помощь силами аэромобильных группировок.

            - Алексей Сергеевич, насколько сложно перебросить силы и средства из других регионов России, учитывая, что мы окружены странами ЕС? Есть ли договоренности, что самолеты МЧС смогут быстро проследовать через воздушное пространство Литвы? Или воздушным судам придется лететь как и военным бортам над водами Балтийского моря?

            - Да, действительно для организации перелета спасательных сил и средств на территорию Калининградской области из остальной части России необходимо соблюдение международных норм для пролета над территорией сопредельных государств. На практике никаких задержек и препятствий со стороны наших соседей, пока, не было. Для прибытия первой группировки отводится не более суток.

            - Вы упомянули про спасательный вертолет. Если не ошибаюсь, в последнее время он был задействован при тушении пожаров на Куршской косе и в Черняховске. Кто принимает решение о том, что воздушное судно должно быть на пожаре и есть ли в области еще вертолеты, которые можно использовать для борьбы с огнем?

            - Решение о применении авиации для тушения пожара принимаю я, но оно утверждается заместителем Министра МЧС России. Время готовности воздушного судна к вылету не превышает полутора часов. Также вертолеты есть у Министерства обороны, однако, на данный момент они не оборудованы водосливными устройствами и не могут применяться для тушения огня.

            - Не секрет, что на территории Калининградской области многие воинские части Балтийского флота имеют свои пожарные команды. Во время крупных пожаров региональные пожарные тушат огонь вместе с военными. Как налажено взаимодействие с ними, кто обычно руководит, создается ли единый штаб?

            - Пожарные команды Балтфлота довольно часто привлекаются в качестве дополнительных сил для тушения пожаров, как в населенных пунктах, так и на объектах различного назначения. Подразделения всех видов пожарной охраны, расположенные на территории области учтены и привлекаются в соответствии с документом, который утвержден губернатором Калининградской области Николаем Цукановым 6 марта 2015 года.

            Его официальное название - План привлечения сил и средств пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Калининградской области.

            При тушении пожаров повышенной сложности, для координации и взаимодействия создается штаб тушения пожара, в состав которого входят представители всех служб и ведомств, участвующих в его ликвидации. Штабом руководит руководитель тушения пожара, как правило, это сотрудник федеральной противопожарной службы МЧС России, имеющий соответствующий допуск.

            - В апреле в области прошли учения, где отрабатывались вопросы тушения лесных пожаров. В них принимали участие представители Польши и Литвы. Как складывается взаимодействие с соседями, какие есть проблемы в этом вопросе?

            - Отношения с пожарно-спасательными службами Польши и Литвы у нас всегда были хорошими, таковыми они остаются и сейчас, независимо от политической обстановки. Мы ежегодно проводим совместные учения по ликвидации ЧС и происшествий различного характера, постоянно обмениваемся информацией об угрозе возникновения ЧС и происшествий на приграничных территориях.

            А основным проблемным вопросом остается отсутствие межгосударственного соглашения с Литовской Республикой по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях, что значительно осложняет привлечение сил и средств сторон для ликвидации ЧС.

            - В чем суть такого соглашения, которое как я понимаю, есть с Польшей, и почему его не удается подписать с Литвой?

            - На сегодняшний день соглашение между правительствами России и Литвы о сотрудничестве и взаимной помощи в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций прошло все этапы подготовки и согласования, готово к подписанию, однако пока не подписано по независящим от нас причинам.

            Безусловно, соглашение позволило бы спасательным службам обеих сторон планировать и осуществлять эффективные действия по предотвращению чрезвычайных ситуаций на приграничных территориях и оказывать своевременную помощь в ликвидации их последствий.

            Между тем, Главное управление МЧС России по Калининградской области осуществляет приграничное сотрудничество в вопросах предупреждения и ликвидации ЧС с Клайпедским, Таурагским и Марьямпольским округами Литовской Республики, а также с Подлясским, Варминьско-Мазурским и Поморскими воеводствами Республики Польша.

            Кроме того, в целях обмена информацией на региональном уровне создан региональный механизм обмена информацией. В него включены Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Калининградской области и национальные и региональные пункты управления в кризисных ситуациях Литовской Республики и Республики Польша.

            - Как повлияла реорганизация филиала ГОСАКВАСПАСа, дислоцируемого в Балтийске, на готовность Главного управления, не снизилась ли его способность действовать на море?

            - Западный филиал ГОСАКВАСПАСа был реорганизован в части сокращения в основном управленческого аппарата, а его "оперативная" составляющая вошла в состав поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области.

            Это означает, что спасатели, водолазы, экипажи спасательных судов и катеров, техника, аварийно-спасательное имущество, плавсредства продолжают находиться в Балтийске и перечень задач и зона ответственности для нового подразделения спасательного отряда остаются прежними.

            - В течение нескольких лет ГОСАКВАСПАС занимался разминированием двух барж времен минувшей войны, заполненных боеприпасами и затопленных в районе Пионерского и Балтийска. В Пионерске опасность ликвидирована полностью, а в Балтийске нет. Будут ли продолжены эти работы?

            - После выполненных работ в 2010-2014 годах на барже ещё остается около 6 тыс. взрывоопасных предметов. В этом году Министерством запланированы работы по разминированию, всеми необходимыми для этого силами и средствами мы располагаем.

            - Алексей Сергеевич, лето в самом разгаре, жители и гости ринулись отдыхать на Балтийское море и водоемы. В результате в отдельные дни тонет по несколько человек...

            - С начала купального сезона на водоемах Калининградской области утонули 15 человек, в том числе двое детей. Эта цифра значительно ниже показателей предыдущего года. К сожалению, основными причинами трагедий по-прежнему остаются купание в запрещённых необорудованных спасательными постами местах, купание в состоянии алкогольного опьянения, купание в штормовую погоду и при отжимных течениях.

            На сегодняшний день в области на водоёмах определено 36 официально разрешенных мест для купания, которые оборудованы спасательными постами, там обследовано дно, взяты пробы воды и дежурят спасатели, которые в случае непредвиденных обстоятельств смогут прийти на помощь.

            В соответствии с действующим законодательством осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья возложено на органы местного самоуправления - на администрации муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений.