Северо-Запад / Эксклюзив 20 ноября 2012 г. 11:31

Начальник отдела кредитования ВЭД Сбербанка В.Попов: "Объективные внешние факторы могут стать предпосылками к росту объемов торгового финансирования"

Начальник отдела кредитования ВЭД Сбербанка В.Попов: "Объективные внешние факторы могут стать предпосылками к росту объемов торгового финансирования"

            Сбербанк России с 2011 года существенно усилил свое присутствие на рынке торгового финансирования. Крупнейший банк страны поставил перед собой амбициозную задачу – довести портфель торгового финансирования к 2015 году до $30 млрд. В 2011 году он вырос на 50% и превысил $7 млрд, а общий объем торгового финансирования и документарных операций составил более $35 млрд. О перспективах развития данного направления в интервью "Интерфаксу" рассказали начальник отдела кредитования ВЭД Василий Попов и руководитель отдела торгового и структурированного финансирования управления торгового финансирования и корреспондентских отношений департамента корпоративного бизнеса Мария Ендураева.

            – Каковы итоги работы банка по направлению торгового финансирования?

            М.Ендураева:  -Сбербанк можно смело назвать лидером по торговому финансированию на российском рынке. По итогам 9 месяцев 2012 года портфель торгового финансирования ОАО «Сбербанк России» превысил $9 млрд. Непосредственно объем сделок, реализованных с начала 2012 года, составил почти $5,5 млрд, и мы ожидаем дальнейшего роста этих показателей.

            – Недавно Сбербанк объявил о крупной сделке с "Акроном" в рамках торгового финансирования. А какие еще сделки с использованием продуктов данной модели и в каких отраслях готовятся в ближайшее время?

            М.Ендураева: - Продукты торгового финансирования не являются нишевыми. Компании, которые интересуются услугами банка в области торгового финансирования, могут работать в самых различных отраслях. Например, любой компании, ведущей перевооружение своих основных фондов (к сожалению, современное оборудование в большинстве импортируется), могут быть интересны наши предложения, ведь для них это возможность снизить затраты на финансирование этих программ. Ну и, конечно, есть целый пласт клиентов, у которых импорт или экспорт являются неотъемлемой частью текущей деятельности.

            В.Попов: - Действительно, выделить какую-то отдельную отраслевую специализацию компаний, использующих продукты торгового финансирования, достаточно трудно. Например, кроме уже упомянутой сделки с «Акроном», у нас недавно был интересный проект, реализованный при помощи внутрироссийских непокрытых аккредитивов – строился "под ключ" большой производственный объект. В рамках контракта на строительство все расчеты шли через аккредитивную форму. Этот проект реализовывался в электроэнергетике, которую мы считаем одной из перспективных отраслей с точки зрения использования торгового финансирования.

            – Можно ли выделить регион, в котором компании наиболее активно интересуются продуктами Сбербанка, или, наоборот, сотрудничество с которым намерен наращивать банк?

            В.Попов: - У Сбербанка на территории России действуют 17 территориальных банков, и на сегодняшний день практически во всех есть реализованные сделки по направлению торгового финансирования. Думаю, можно сказать, что степень использования данных продуктов коррелирует с общим уровнем экономического развития того или иного региона. Чем выше данный уровень, тем, соответственно, больший объем использования этой услуги.

            – Можно утверждать, что на Северо-Западе линейка продуктов торгового финансирования востребована?

            М.Ендураева: - Что касается Северо-Запада, то его территориальное расположение само собой предполагает тесные экономические связи с Европой. С одной стороны, можно отметить, что все наши банковские инструменты здесь используются достаточно активно и успешно. Общий объем торгового финансирования и документарных операций Северо-Западного банка Сбербанка России за 9 месяцев 2012 года составил 12 млрд руб., превысив более чем в 1,5 раза показатель за аналогичный период 2011 года. При этом объем торгового финансирования составил около 2 млрд руб. С другой стороны, мы полагаем, что в регионе потенциальный спрос гораздо выше, и верим, что объемы операций будут только расти.

            В.Попов: - Если говорить о проникновении продуктов торгового финансирования, то их доля в общем объеме торговых операций российских компаний по сравнению, например, с европейскими существенно меньше. Но, например, вступление в ВТО приведет к необходимости унификации правил игры и используемых инструментов. Российским компаниям придется адаптироваться. Таким образом, объем торгового финансирования обязан вырасти под воздействием объективных внешних факторов.

            – И когда это произойдет?

            В.Попов: - Во многом это зависит от макроэкономических факторов. Рост может быть экстенсивным и интенсивным. При благоприятном развитии событий в стране будет возрастать объем внешней торговли и, как следствие, торгового финансирования. Кроме того, объем торгового финансирования будет расти за счет более активного его использования, в том числе за счет повышения экономической образованности клиентов. В настоящее время многие просто не знают о подобных инструментах и возможностях, которые предоставляют их использование.

            – Сейчас наблюдается какое-либо недоверие со стороны клиентов к предлагаемым продуктам?

            М.Ендураева: - Те клиенты, с которыми Сбербанк работает на постоянной основе, знают, что это удобно, сокращает расходы и закрывает риски.

            Речь может идти скорее не про недоверие, а про незнание. Ведь все, что непонятно, вызывает опасения. В России понимание того, что есть более прогрессивные способы привлечения банковского финансирования, в частности на техперевооружение, чем прямое кредитование, пока недостаточное… Сбербанк видит свою роль в том числе и в повышении уровня экономической образованности наших клиентов. Мы находим возможность объяснять корпоративным клиентам преимущества продуктов торгового финансирования, которые только на первый взгляд кажутся сложнее, но при дальнейшей работе появляется масса положительных аспектов, в числе которых существенная экономия стоимости кредитования, а также сниженные риски клиентов.

            – В чем особенности линейки продуктов Сбербанка? Есть ли уникальные параметры?

            М.Ендураева: - Набор банковских продуктов в разных банках достаточно стандартен. Однако у Сбербанка есть свои особенности. Например, есть такой стандартный продукт – финансирование платежей по аккредитивам. Достаточно большое количество банков предлагает данную услугу, однако благодаря высокому рейтингу Сбербанка, доверию к нему со стороны зарубежных партнеров сроки привлечения финансирования в рамках данного продукта у нас могут достигать пяти лет, в то время как у большинства банков стандартный срок финансирования составляет до одного года, максимум – до трех лет. Кроме того, понимая потребность наших клиентов по закрытию валютных рисков, мы можем предложить вариант, при котором мы заключаем договор с клиентом в рублях, хотя от иностранного банка привлекаем для сделки валютное финансирование. То есть клиент получает "два в одном": и финансирование по более низким рублевым ставкам, и хеджирование валютных рисков.

            Таким образом, если говорить о финансировании импорта, то отличительные черты Сбербанка - это более длинные сроки, более низкие ставки и возможность хеджирования валютных рисков.

            Вторая особенность, выделяющая нас среди других кредитных организаций, – это объемы финансирования. Например, средняя сумма сделки по финансированию экспорта в Сбербанке составляет порядка $100-150 млн, что для многих банков просто неосуществимо.

            В.Попов: - И, конечно, далеко не все российские банки в состоянии привлечь такие средства от иностранного банка-партнера.

            – Можно сделать вывод, что такое направление банковского бизнеса, как торговое финансирование, более чем перспективно?

            М.Ендураева: - Да, конечно, эти продукты очень востребованы. Если говорить о наиболее перспективных продуктах в рамках торгового финансирования, то, на наш взгляд, в ближайшее время активно будет развиваться финансирование с участием экспортных кредитных агентств. Данный инструмент, позволяющий организовать финансирование на сроки от 5 до 18 лет, в текущей ситуации будет самым дешевым источником долгосрочного финансирования.

            Кроме того, в России сейчас создана новая программа поддержки экспорта на государственном уровне, чего давно не хватало. Появилось Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). Сбербанк видит большой потенциал в этом направлении и тесно сотрудничает с агентством.

            В.Попов: - Как известно, последние несколько лет Сбербанк России выходит на международные финансовые рынки, активно приобретая банки за рубежом. Таким образом, мы получаем возможность сопровождать клиентские сделки не только на территории РФ, но на территории других стран. А реализация сделки внутри одной группы без вовлечения сторонних банков позволяет увеличить скорость и качество обслуживания.

            – Есть ли у банка особые требования к клиенту? Существуют ли барьеры?

            В.Попов: - Банк старается максимально гибко подходить ко всем клиентам. Несомненно, барьером будет, например, нахождение клиента в состоянии банкротства. Нам в такой ситуации будет сложно что-то предложить. Продукты торгового финансирования часто связаны с кредитными рисками, поэтому банк оценивает надежность клиента точно так же, если бы он обратился за обычным прямым кредитованием. Если же говорить о стоимости продукта для каждой отдельной компании, то это определяется индивидуально, по итогам оценки финансового положения клиента, рисков, обеспечения…

            – То есть за такими продуктами стоит обращаться лишь крупным компаниям?

            М.Ендураева: - Продуктами Сбербанка в сфере торгового финансирования пользуются не только крупные и крупнейшие компании, есть клиенты и среднего, и малого бизнеса. Другое дело, если сумма импортной закупки меньше $100 тыс., то условия финансирования получатся менее интересные для самой компании. В этом случае эффективная ставка вырастет за счет минимальных комиссий иностранных банков и целесообразность использования данного инструмента снижается.

            – Не так давно банк взял ориентир на сокращение очередей, появилась яркая корпоративная культура обслуживания? Вы стремитесь к сокращению сроков обслуживания клиентов в рамках торгового финансирования? Или это тот случай, когда не стоит торопиться?

            В.Попов: - Конечно, мы стараемся сокращать и сроки предоставления продуктов торгового финансирования. Есть также определенные правила и внутренние стандарты, но бывают и исключительные ситуации. Некоторые клиенты хотят получить продукт с условиями, сильно отличающимися от стандартных. И структурирование таких нестандартных сделок приводит к удлинению сроков рассмотрения. Причем это связано не только с работой самого банка, но и с внутренними процедурами клиента, которому необходимо принять соответствующие решения по сделке, провести тендеры и так далее. Но в целом, думаю, можно сказать, что в последнее время срок предоставления продуктов торгового финансирования Сбербанком также сократился и мы продолжаем работать в этом направлении дальше.

            – В любом случае, не три дня…

            В.Попов: - Если говорить о сделках без кредитного риска, например, открытие аккредитива с формированием денежного покрытия за счет средств клиента либо о новой сделке в рамках ранее установленного лимита, то они могут быть предоставлены в считанные дни. Если необходимо принятие кредитного риска на нового клиента или в рамках новой сделки или проекта, то, естественно, необходимо время на кредитный анализ.

            – Требует ли банк залоги по аккредитивам?

            В.Попов:  - Это все определяется индивидуально, в зависимости от уровня тех рисков, которые мы видим по конкретному клиенту, сделке. По ряду наших продуктов, например, по непокрытым аккредитивам, если у клиента хорошее финансовое положение, а риски по сделке минимальны, возможно их бланковое, т.е. беззалоговое, предоставление.

            Провозглашенный руководством банка девиз "Лидерство во всем" стимулирует нас не останавливаться на достигнутом, двигаться дальше. Наша задача — обеспечить как крупнейшим и крупным клиентам, так и среднему бизнесу доступ ко всей линейке продуктов торгового финансирования и документарного бизнеса Сбербанка в любой точке своего присутствия. Это позволит клиентам Сбербанка повысить свою конкурентоспособность, что особенно важно в условиях вступления России в ВТО.