Северо-Запад / Эксклюзив 13 декабря 2018 г. 14:53

Начальник отдела СЗТП по надзору за процессуальной деятельностью СКР С.Харитонова: "Детский травматизм на объектах транспорта Северо-Запада снижается"

Начальник отдела СЗТП по надзору за процессуальной деятельностью СКР С.Харитонова: "Детский травматизм на объектах транспорта Северо-Запада снижается"

Северо-Западная транспортная прокуратура (СЗТП) отмечает снижение детского травматизма на транспортных объектах СЗФО и сокращение числа инцидентов с участием авиадебоширов на борту пассажирских самолетов. О том, как ведется профилактическая работа на данных направлениях, рассказала в интервью "Интерфаксу" начальник отдела СЗТП по надзору за процессуальной деятельностью органов СКР, старший советник юстиции Светлана Харитонова.

- Светлана Владимировна, какие результаты работы СЗТП в текущем году вы могли бы выделить среди прочих?

- Заметные результаты достигнуты в сфере надзора за исполнением законодательства, связанного с воздушным транспортом. Всего в истекшем периоде года СЗТП по результатам проверок в этой сфере выявлено 2033 нарушения - на 20% меньше, чем в прошлом году. В целях устранения нарушений внесено 370 представлений, по результатам рассмотрения которых 192 лица привлечены к дисциплинарной ответственности, к административной ответственности привлечены 113 лиц. По сравнению с прошлым годом СЗТП стала выявлять на 8% больше нарушений в сфере защиты прав пассажиров на воздушном транспорте - 247, по сравнению с 228 в прошлом году. Выявлялись нарушения законодательства при обслуживании пассажиров, в том числе, связанные с задержкой и отменой авиарейсов.

Кроме того, в ходе прокурорских проверок выявлялись нарушения законодательства о безопасности полетов легкими и сверхлёгкими летательными аппаратами, в том числе при осуществлении экскурсионных и демонстрационных полетов, предлагаемых по рекламным объявлениям, распространенным через интернет. Например, Ивановской транспортной прокуратурой в ходе совместной проверки с транспортной полицией зафиксирован случай, когда мужчина управлял тепловым аэростатом в Ивановской области без свидетельства пилота и свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна, без доверенности от владельца воздушного судна. Гражданин был привлечен к административной ответственности и оштрафован.

- Последнее время в СЗФО сравнительно часто происходят инциденты, связанные с малыми воздушными судами. К каким выводам пришли транспортные прокуроры по итогам проверок по данным фактам?

- За 11 месяцев 2018 года на поднадзорной СЗТП территории произошло два значительные аварии с малыми воздушными судами, как и годом ранее. По каждому такому факту осуществляется расследование. Как свидетельствует практика предыдущих лет, причиной катастроф часто является нарушение требований безопасности командирами воздушных судов. Последние два года большое внимание уделяется организациям и частным лицам, оказывающим услуги прогулочных или экскурсионных полетов, в том числе предусматривающих прыжки с парашютом. В начале года с утвержденным обвинительным заключением в суд направлено уголовное дело в отношении двух жителей Санкт-Петербурга, обвиняемых в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

В ходе расследования установлено, что в 2015-2016 годах они организовали полеты на самолете АН-2 на территории аэродрома "Сельцо" в Ленинградской области. При этом данное воздушное судно эксплуатировалось без сертификата лётной годности, с техническими неисправностями и повреждениями, оно не было зарегистрировано в установленном законом порядке. Всего в ходе расследования уголовного дела выявлено 63 эпизода преступной деятельности. Сейчас уголовное дело рассматривается в суде в Ленинградской области.

- В СМИ часто звучит тема авиадебоширов и привлечения их к ответственности. Как часто такие нарушители выявлялись в СЗФО в этом году?

- Всего за 10 месяцев 2018 года в Санкт-Петербурге 204 человека не были допущены к полету в аэропорту Пулково, из них 148 - за нахождение в состоянии алкогольного опьянения, остальные за мелкое хулиганство, например, нецензурную брань и иные факты нарушения общественного порядка. В 2017 таких лиц было 290, из них 252 находились в состоянии алкогольного опьянения. В текущем году 48 пассажиров по прилету в аэропорт Пулково были доставлены с воздушных судов в дежурную часть полиции, из них 16 - за нахождение на борту самолета в состоянии алкогольного опьянения, 26 - в связи с курением на борту воздушного судна, остальные - за невыполнение законных требований экипажа воздушного судна. В 2017 году количество таких пассажиров составило 54 человека, из них 26 находились в состоянии алкогольного опьянения, 19 курили на борту воздушного судна. На поднадзорной СЗТП территории имелись факты снятия с рейсов авиадебоширов и иные случаи, связанные с нарушением общественного порядка пассажирами воздушных судов, а также обращения граждан по фактам несвоевременной выдачи багажа.

Например, в Санкт-Петербурге в 2018 году по фактам нарушений общественного порядка на воздушном транспорте аэропорта "Пулково" возбуждены два уголовных дела. Так, 30 марта этого года около 19.50 на борту воздушного судна авиакомпании Emirates сообщением "Дубай-Санкт-Петербург" двумя пассажирами был грубо нарушен общественный порядок. Один из них, схватив за руку пассажирку, пытался ее ударить, выбив при этом мобильный телефон, и высказывал угрозы убийством. Другой пассажир также высказывал ей угрозы аналогичного содержания. В этой связи командир воздушного судна вызвал сотрудников транспортной  полиции и после приземления в Пулково эти лица были доставлены в линейный отдел полиции аэропорта для проведения проверки. По результатам процессуальной проверки транспортная полиция возбудила по данному факту уголовное дело об угрозе убийством и хулиганстве. Дело расследуется.

- Актуальной остается тема детского травматизма на объектах транспорта в СЗФО. Какие результаты достигнуты СЗТП при работе на этом направлении?

- Согласно ведомственной статистике, за 9 месяцев 2018 года на поднадзорных СЗТП объектах железнодорожного транспорта значительно снизилось количество фактов травмирования несовершеннолетних: с 21 в 2017 году до 11 в текущем. В прошлом году при таких происшествиях смертельные травмы получили 11 несовершеннолетних, в текущем - 8. Уголовные дела в таких случаях, как правило, не возбуждаются ввиду отсутствия вины кого-либо в произошедшем. По фактам травмирования детей и подростков на железной дороге в текущем году возбуждены три уголовных дела, в 2017 таких дел было 12. За 10 месяцев года транспортной полицией зарегистрировано 45 фактов зацеперства, выявлено 68 зацеперов. К административной ответственности из их числа привлечены 26 взрослых и 42 несовершеннолетних. Кроме того, на 30 законных представителей несовершеннолетних нарушителей были составлены административные протоколы. Возбуждено одно уголовное дело о хулиганстве.

- При каких обстоятельствах дети получают травмы на объектах транспорта?

- Трагедией часто заканчиваются случаи, когда дети ходят по железнодорожным путям в неустановленных местах, играют около железной дороги, забираются на крыши вагонов и конструкции мостов. Отдельно хочется обратить внимание на случаи, когда дети игнорируют правила безопасности, находясь на объектах транспорта в наушниках, и получают травмы во время попыток сделать селфи. Например, несовершеннолетний в сентябре текущего года на платформе станции Вологда-1 забрался на крышу вагона-цистерны грузового поезда, чтобы сфотографировать себя. Там он попал под действие электрической дуги от провода высокого напряжения, получил ожоги тела 1-3 степени. Аналогичные случаи произошли в августе и сентябре на железнодорожных станциях Кипелово и в городе Сокол Вологодской области. В результате несоблюдения правил личной безопасности и из-за невнимательности подросток 2004 года рождения выехал на велосипеде в наушниках на железнодорожный переход перед грузовым поездом на станции Новоселье Струго-Красненского района Псковской области. Этот случай закончился гибелью.