Северо-Запад / Эксклюзив 19 января 2012 г. 16:22

Начальник УГИБДД по Петербургу и Ленобласти С.Бугров: "До 2014 года техосмотр можно проходить и у страховщиков, и в ГАИ"

Начальник УГИБДД по Петербургу и Ленобласти С.Бугров: "До 2014 года техосмотр можно проходить и у страховщиков, и в ГАИ"

С 1 января 2012 года изменился ряд ключевых положений законодательства, касающегося безопасности дорожного движения. В частности, меняется порядок прохождения техосмотра автомобилей, появились новые статьи о штрафах в Кодексе об административных правонарушениях. Об этих новшествах применительно к северной столице, а также о результатах работы в 2011 году подразделений Госавтоинспекции "Интерфаксу" рассказал начальник Управления ГИБДД ГУ МВД России по Петербургу и Ленинградской области генерал-майор полиции Сергей Бугров.

- Сергей Иванович, как известно, с 1 января 2012 года функции организации и проведения гостехосмотра возложены на Российский союз автостраховщиков.

- Ситуация обстоит следующим образом. Установлен переходный период передачи ГИБДД функций технического осмотра до 1 января 2014 года, но при этом функции контроля за проведением техосмотра, объемом и качеством работ при проведении ГТО операторами ТО с ГИБДД снимаются. Однако на время переходного периода станции техосмотра ГИБДД будут работать. Водители Санкт-Петербурга и Ленинградской области смогут пройти технический осмотр в Межрайонных отделах и регистрации транспортных средств ГИБДД №1 и №2, расположенных на пр. Маршала Блюхера, 60 и ул.Салова, 66, корпус 2, которые будут осуществлять прием граждан ежедневно с 6.00 до 22.00.

- С 1 января 2011 года вступили в силу изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Расскажите об этом подробнее.

- В новой редакции увеличен размер административного штрафа за проезд на красный свет. Теперь за это нарушение придется заплатить 1000 рублей. Десятикратно увеличилась ответственность за выезд на перекресток, если это создаст помехи тем, кто двигается поперек. Если раньше подобный маневр "стоил" 100 рублей, то сейчас - 1000 рублей. Предполагается, что данная мера позволит ликвидировать заторы на перекрестках. Еще одно новшество Кодекса - это штраф за пересечение стоп-линий при запрещающем сигнале светофора. Такая статья появилась впервые, хотя в правилах требование было давно. Штраф за это - 800 рублей.

Механизм взимания штрафов и контроль за исполнением правил не изменился, но ужесточено минимальное наказание за неуплату штрафа. По истечению положенных на уплату штрафа 30-ти дней должностное лицо (например, сотрудник ГИБДД), вынесший постановление об административном нарушении, в случае отсутствия оплаты штрафа в течение 3-х дней направляет постановление в службу судебных приставов для принудительного взыскания. Плюс ко всему это же должностное лицо составляет протокол за неуплату административного штрафа, санкция которой теперь звучит следующим образом: неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом. Это влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток.

- В прошлом году вступил в силу закон, регламентирующий работу такси…

- Это так, но представителям этой сферы услуг дали почти полгода, чтобы привести дела в порядок. И только с 1 января этого года вступили в силу штрафы для них. Наказывать будут за следующие нарушения: отсутствие в салоне предусмотренной информации, невыдача кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, отсутствие цветографической схемы легкового такси или опознавательного фонаря, отказ водителя предъявить договор фрахтования или его копию либо заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, перевозка пассажиров по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства. Также штрафу подлежит взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц, посадку пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки по заказу, без предъявления пассажирами документов на проезд или отсутствие списка пассажиров, отсутствие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

За каждое из этих нарушений предусмотрен штраф в размере от 1 до 5 тысяч рублей для водителей, от 10 до 50 тысяч рублей для должностных лиц, от 30 до 200 тысяч рублей для юридических лиц. Но эти нарушения будут выявлять транспортные надзорные органы.

В сферу компетенции ГАИ относятся только такие нарушения, как незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси или окраска машины под такси. За это предусмотрен штраф с граждан - 2,5 тысячи рублей, с должностных лиц - 20 тысяч рублей, с юридических лиц - 500 тысяч рублей. При этом государственные регистрационные знаки снимаются до устранения причины запрещения эксплуатации, а незаконно установленный фонарь конфискуется. За управление таким транспортным средством, а также за отсутствие при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа водителю будет грозить штраф 5 тысяч рублей.

Однако с 1 января эти нормы не заработали. Дело в том, что требования к фонарю "такси" или спецокраски должны быть в Правилах дорожного движения. В них должен быть прописан и запрет на эксплуатацию таких машин без специального разрешения. Пока таких норм в Правилах нет, предъявлять водителям нечего. Они не нарушают никакого пункта правил.

Сейчас уже разработан блок поправок в Правила. Как только правительство утвердит эти изменения своим постановлением, заработают и новые нормы КоАП.

- Как продвигается реализация в регионах Федеральной целевой программы?

- Могу сообщить, что на выполнение Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" делается основной акцент в нашей работе по этому направлению. Совместно с правительствами Петербурга и Ленинградской области разработаны региональные долгосрочные целевые программы, в рамках которых с целью повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности ГИБДД происходит оснащение подразделений системами контроля рубежей и определения инцидентов на магистралях; системами видеофиксации нарушений ПДД (в т.ч. и мобильными комплексами); магнитно-оптическими приборами для идентификации номеров агрегатов транспортных средств. С целью повышения эффективности оказания помощи пострадавшим в ДТП стационарные посты и автомобили ДПС оснащаются оборудованием и медикаментами, необходимыми для оказания первой медицинской помощи. Для пропаганды безопасности дорожного движения осуществляется изготовление световозвращающих приспособлений для детей, выпуск обучающих фильмов по Правилам дорожного движения, проведение профильных смен по ПДД в оздоровительных лагерях и многое другое. Кроме того, сейчас инициирована разработка соответствующих региональных программ на 2013 и последующие годы.

- Как складывается дорожно-транспортная обстановка в целом в Петербурге и Ленинградской области? Каковы итоги прошлого года?

- За 12 месяцев 2011 года на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области количество дорожно-транспортных происшествий осталось на уровне прошлого года - 10 953 случая (плюс 100 или 0,9 %). Количество раненых по отношению к прошлому году также не претерпело серьезных изменений - 13228 человек (минус 84 или 0,6 %). Однако число погибших увеличилось на 15% и составило - 1110 человек (плюс 145 погибших). В результате тяжесть последствий ДТП (количество погибших на 100 пострадавших) составила 7,7 (плюс 0.9).

- Чем обусловлено такое количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах регионов? Какие основные виды ДТП можно выделить? Каковы сопутствующие условия совершению ДТП?

- Аварийность на территории обоих регионов по-прежнему обусловлена значительным количеством происшествий по вине водителей, таких ДТП всего 8888. Аварийность по вине нетрезвых водителей - 225 ДТП. Основными видами происшествий по-прежнему остаются столкновения транспортных средств - 4415 ДТП и наезды на пешеходов - 4170.

Основными дорожными условиями, сопутствующими совершению ДТП, явились низкие сцепные качества покрытия - 906 ДТП. Всего зарегистрировано 1293 ДТП, которым сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия. Надо сказать, что в данном направлении службами дорожного надзора и организации дорожного движения за прошлый год направлено 2081 представлений на устранение недостатков, выдано 6533 предписания, привлечено к административной ответственности 4211 человек, в том числе 3062 должностных лица за нарушение правил содержания и ремонта дорог.

- Вы сказали, что большая часть ДТП происходит по вине водителей. Какие нарушения Правил дорожного движения являются наиболее распространенными?

- Основными причинами ДТП по вине водителей по-прежнему остаются несоблюдение очередности проезда, несоответствие скорости конкретным условиям, нарушение правил проезда пешеходных переходов и неправильный выбор дистанции. Необходимо отметить существенный рост числа ДТП в результате нарушения правил перестроения, проезда остановок трамвая, а также нарушений требований сигналов светофора и дорожных знаков.

- А какая категория участников дорожного движения является наиболее уязвимой? Как обстоят дела с безопасностью детей на дорогах?

- За 2011 год по пострадавшим участникам дорожного движения на городских дорогах наблюдается рост числа погибших среди всех участников (кроме велосипедистов): водителей на 6,9%, пешеходов на 27,6% и пассажиров на 11,9%. Среди раненых участников наблюдается обратная тенденция: на фоне общего снижения раненных людей в ДТП отмечен рост раненых велосипедистов - плюс 28,4%. Самой уязвимой категорией явились пешеходы, их среди погибших 58,2%, среди раненых - 36%.

В области количество ДТП по вине пешеходов увеличилось на 16,4% и составило 348 случаев (плюс 49). По вине нетрезвых пешеходов зарегистрировано 14 ДТП, это на 26,3% меньше, чем в 2010 году. Основной причиной ДТП по вине пешеходов является переход проезжей части вне пешеходного перехода - 232 случая, что на 55 или 31,1% случаев больше.

Негативно складывается обстановка с детским дорожно-транспортным травматизмом. Так, за 2011 год число таких происшествий составило 891 ДТП, в результате которых погиб 21 ребенок, получили ранения 955 детей. Число происшествий по собственной вине детей - 221 случай.

- Важный участок работы - профилактика…

- Для стабилизации дорожно-транспортной обстановки и укрепления правопорядка на дорогах в течение 2011 года на территории Петербурга и области проведено 56 профилактических рейдов, в которых принимали участие сотрудники районных и строевых подразделений ДПС, а также сотрудники Добровольных народных дружин по безопасности дорожного движения. В ходе таких мероприятий выявлено более 60 тыс. нарушений ПДД водителями, в том числе задержано 1710 лиц за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, за выезд на полосу встречного движения - 1421 и за нарушения скоростного режима 20532.

Если говорить об информационно-пропагандистской составляющей, то в настоящее время государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения опирается на качественную и широкомасштабную работу в этом направлении. Она включает в себя не только взаимодействие со средствами массовой информации, но и сотрудничество с общественными организациями и объединениями, с образовательными учреждениями и должна быть направлена на создание и поддержание положительного имиджа Госавтоинспекции. Сформировать правовую культуру участников дорожного движения призваны пропагандистские акции "Внимание - дети!", "Автокресло - детям" и многие другие. Кроме того, УГИБДД активно участвует в разработке и размещении баннеров социальной рекламы, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в области дорожного движения. Например, на территории Петербурга на наружных рекламных носителях были размещены баннеры социальной рекламы "Соблюдай закон! Управление автомобилем в состоянии опьянения запрещено!", "Соблюдай дистанцию! Помни о безопасности!", "Вы пристегнулись? А дети? и т.д.

- Рост производства и продаж автомобилей требует качественно новых подходов к реализации комплекса мер по предупреждению и пресечению преступных посягательств на транспортные средства и водителей. Какая работа ведется в данном направлении?

- В решении этой проблемы перспективным направлением является переход от преимущественно визуального наблюдения за транспортными потоками к использованию специальных технических средств путем внедрения аппаратно-программных комплексов, позволяющих производить идентификацию транспортных средств по государственным регистрационным знакам. Одним из таких комплексов является АПК "ПОТОК", использование которого позволяет увеличить результативность работы подразделений ГИБДД по розыску угнанного, похищенного, скрывшегося с мест ДТП, причастного к совершению преступлений транспорта, поэтому дальнейшее внедрение и практическое использование подобных комплексов является перспективным направлением деятельности по предупреждению и пресечению преступлений, связанных с автотранспортом.

В целом по линии розыска за 2011 год сотрудниками ГИБДД задержано 5304 транспортных средства, находящихся в розыске, среди которых: угнанных и похищенных - 3429, скрывшихся с мест ДТП - 681, причастных к другим преступлениям - 1194. В том числе с использованием АПК было задержано 4439 транспортных средства находящихся в розыске, из них 753 угнанных.

- Петербург ежегодно принимает тысячи туристов и иностранных гостей, проводит международные форумы. Какова роль Управления в проведении подобных мероприятий?

- Действительно жизнь северной столицы динамична и насыщена различными спортивными, общественно-политическими и культурно-зрелищными мероприятиями. Так, сотрудники подразделений УГИБДД в 2011 году принимали участие в обеспечении безопасности дорожного движения и общественного порядка в проведении 284 митингов и 51 шествия, 788 спортивных и 838 общественно-политических мероприятиях, в сопровождении 279 делегаций и проведении 94 концертов.

Ежегодно Управление принимает участие в международном форуме "Охрана и безопасность - SFITEX". Экспозиция Управления демонстрирует научный потенциал, возможности передовых технологий и современных технических средств обеспечения безопасности дорожного движения, передовых информационных систем, материалов дорожного покрытия и разметки нового поколения, технические средства контроля и видеофиксации, специализированную лабораторию, автомобильную технику и пропагандистские материала по профилактике нарушений Правил дорожного движения.

Помимо этого в нашем городе каждый год проходит Международный экономический форум, на котором присутствуют более 20 глав ведущих государств. Приоритетным для ГИБДД в это время становится обеспечение беспрепятственного проезда транспорта первых лиц, встреча гостей, а также создание благоприятных дорожных условий для жителей города. В ушедшем году сотрудниками ГИБДД уже было осуществлено 3188 сопровождений, из них 1711 - сопровождение охраняемых лиц, что получило высокую оценку работы ГИБДД от руководителей государства.

- Сергей Иванович, какой принцип работы вы для себя и вашего ведомства считаете основным?

- Воспитание внутренней дисциплины, уважительного отношения к закону и правам других людей, а также повышение уровня ответственности у участников дорожного движения - вот главные задачи, которые сегодня возложены на Госавтоинспекцию, и работа в данном направлении должна вестись темпами, соответствующими ритму современной жизни.

В завершении беседы хочу сказать, что сегодня перед ГИБДД поставлена задача выхода на новый уровень своего развития, который позволил бы обеспечить еще большую степень защиты участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. ГИБДД выполняет сложные и разнообразные функции, обеспечивающие безопасность на дорогах, бесперебойность и достаточную скорость перевозок грузов и пассажиров, охраняет право собственности при регистрации транспортных средств.