Северо-Западный банк Сбербанка продолжает финансирование крупных проектов в СЗФО, а также активно развивает взаимодействие с малым бизнесом. О темпах роста кредитного портфеля, финансировании новых проектов и взаимодействии с правительством Санкт-Петербурга рассказал в интервью агентству "Интерфакс Северо-Запад" в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2018) председатель кредитного учреждения Виктор Вентимилла Алонсо.
- Виктор Анрикевич, каков объем корпоративного кредитного портфеля Северо-Западного банка Сбербанка по итогам первых трех месяцев 2018 года?
- Общий объем корпоративного кредитного портфеля по состоянию на 1 апреля 2018 года составил 647,6 млрд рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 38%. Такая динамика говорит о том, что экономика в СЗФО развивается, и темпы роста выше, чем в среднем по стране. Локомотивами здесь являются, безусловно, Санкт-Петербург как крупный мегаполис, а также Архангельская, Калининградская и Мурманская области.
- Как сегментируется портфель?
- Основную массу составляют кредиты, "работающие" в сфере операций с недвижимостью и торговле, а также машиностроении и сельском хозяйстве. Серьезную долю дают добыча рыбы и ее переработка. Речь идет о Мурманской и Калининградской областях – они формируют здесь основную составляющую.
- Стал ли малый бизнес охотнее брать кредиты на развитие?
- Думаю, что цифры ответят на ваш вопрос за меня: выдачи кредитов малым предпринимателям Северо-Запада в I квартале 2018 года выросли на 80%, кредитный портфель - на 4,1%. В абсолютных цифрах он сегодня составляет порядка 32 млрд рублей. И это говорит о том, что постепенно данный бизнес-сегмент набирает высоту и отходит от кризиса. Сбербанк не так давно начал работать целенаправленно именно с малым предпринимательством. Но уже сегодня у нас есть специальные подразделения, которые занимаются только этим направлением. Мы внедряем множество новых услуг: корпоративные карты, в том числе кредитные, открытие счета в режиме онлайн и много других удобных и выгодных продуктов. Люди, которые занимаются малым бизнесом, как правило, делают нашу повседневную жизнь проще и комфортнее – они открывают продуктовые магазины, предлагают недорого перекусить в небольших кафе, создают прачечные, ателье и много другое. И поддержка именно такого рода предпринимательства, которое старается развиваться в не всегда простых условиях, и есть наша цель.
- А какие крупные проекты банк финансирует в настоящее время?
- Кредиты объемом примерно $1 млрд мы предоставляем различным торговым сетям. Это длительные проекты, срок реализации которых превышает 10 лет. Крупные проекты есть и в сфере строительства ледокольного флота на "Балтийском заводе" и "Выборгском судостроительном заводе", и в сфере строительства рыболовецких судов. Проекты в строительной отрасли тоже исчисляются суммами в десятки млрд рублей. Так, в Санкт-Петербурге банк финансирует строительство жилых комплексов Ultra City, "Новое Горелово", "Два Ангела" и "Легенда Героев".
- Расскажите про соглашения, которые Северо-Западный банк Сбербанка заключил с Санкт-Петербургом в рамках ПМЭФ.
- Мы подписали два соглашения в присутствии губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко. Это очень важные документы, полезные для города. Одно из них касается участия банка в финансировании реконструкции 15 устаревших котельных, которые плохо влияют на экологию города, а петербуржцы, которые живут рядом с ними, испытывают серьезные неудобства. Ориентировочный объем участия банка – около 1,5 млрд рублей. Второе соглашение предполагает наше участие в выпуске социальной карты жителя Санкт-Петербурга совместно с правительством города. Это поможет упростить расчеты жителей за различные услуги, в том числе за ЖКХ, медицинский, транспортный сервис и другие.
- Планирует ли банк участвовать в реализации транспортных инфраструктурных проектов Санкт-Петербурга?
- Планы есть. Например, сейчас мы рассматриваем проект по развитию инфраструктуры Большого порта Санкт-Петербурга в части возможности приема более крупных судов. В нем несколько этапов, некоторые из которых предполагают в том числе перенос части мощностей за пределы города. Так, для переноса в Усть-Лугу понадобится провести работы по дноуглублению, строительству причальных стенок…Мы еще не стали участниками проекта, так как обсуждаются разные варианты его реализации, но цифры будут превышать десятки млрд рублей. Других проектов в сфере транспортной инфраструктуры, о которых мы готовы бы были заявить, пока нет.