Северо-Запад / Эксклюзив 7 ноября 2014 г. 17:15

Председатель Собрания депутатов НАО А.Мяндин: "Мы должны обеспечить все условия для опережающего развития округа"

Председатель Собрания депутатов НАО А.Мяндин: "Мы должны обеспечить все условия для опережающего развития округа"

            В сентябре текущего года в Ненецком автономном округе (НАО) прошли выборы регионального парламента. В состав Собрания депутатов 27-го созыва было избрано 18 парламентариев, образовано пять партийных фракций: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Гражданская сила" и "Родина". О работе в новом политическом сезоне, приоритетах в законотворческой работе, принятии окружного бюджета, повышении зарплат работникам бюджетной сферы рассказал в интервью "Интерфаксу" председатель Собрания депутатов округа Анатолий Мяндин.

            - Анатолий Васильевич, одним из главных событий этого года можно назвать подписание между Ненецким округом и Архангельской областью договора о разграничении полномочий, по которому с января 2015 года все полномочия, осуществляемые на территории округа, будут переданы в ведение органов государственной власти НАО. Потребует ли это разработки и принятия дополнительных нормативно-правовых актов?

            - Да, нам необходимо внести изменения во многие законы округа, а также принять новые законы с тем, чтобы с 1 января 2015 года полноценно обеспечить исполнение всех полномочий органов государственной власти на территории округа. Кроме того, необходимо сформировать окружной бюджет на 2015 год и последующие 2016 и 2017 годы, обеспечив полное финансирование передаваемых полномочий, обратив особое внимание на те направления, которые Архангельская область систематически недофинансировала.

            Окружной бюджет оказывает большое влияние на развитие территории и жизнь людей. До подписания единого договора не было четкого представления, какой размер субсидий и субвенций будет перечислен округу из бюджета Архангельской области на исполнение полномочий. С 2015 года регион получил возможность планировать на среднесрочную перспективу – пять-семь лет. Теперь у нас есть конкретное понимание, как нам планировать бюджет и что будет завтра на территории НАО.

            На законодательном уровне мы должны обеспечить все условия для опережающего развития нашего округа. Необходимо уже в этом году внести изменения в региональный бюджет, обеспечив финансирование приоритетных направлений, обозначенных в Концепции развития Ненецкого автономного округа до 2025 года. Кстати, проект Концепции широко обсуждался с населением округа.

            - Какие приоритеты обозначены в Концепции развития региона?

            - Приоритетными задачами являются строительство жилья и дорог. Чтобы решить жилищную проблему в округе, необходимо построить более 350 тысяч квадратных метров жилья. С целью обеспечения ускоренной реализации программы переселения людей из ветхого и аварийного жилфонда, а также строительства социального и специализированного жилья, необходимо предусмотреть в окружном бюджете достаточное количество финансовых средств. В проекте регионального бюджета на следующий год на строительство жилья запланировано 769 млн рублей.

            В НАО необходимо развивать транспортную инфраструктуру. Округ богат природными ресурсами, но отсутствие круглогодичного наземного транспортного сообщения с другими регионами страны задерживает, в том числе, и их освоение. Поэтому строительство дорог является одной из приоритетных задач.

            - Российская экономика испытывает определенные трудности, что не может не отразиться и на финансовом самочувствии регионов. Стоит ли ожидать бурных дискуссий при рассмотрении проекта окружного бюджета и возможны ли корректировки действующих в регионе программ?

            - Конечно, большой пласт работы предстоит по рассмотрению проекта бюджета на следующий год. Необходимо посмотреть эффективность и направления расходования каждого рубля окружного бюджета, и завершить эту работу в первой половине декабря, чтобы и администрация, и управление финансов смогли подготовиться к реализации с 1 января исполнения закона об окружном бюджете.

            Проект основного финансового документа, по которому округ будет жить весь следующий год, прошел общественные слушания и готовится к принятию в первом чтении на сессии окружного Собрания 7 ноября. Доходы бюджета НАО в 2015 году запланированы в объеме 15,48 млрд рублей, расходы – 18,438 млрд. Дефицит составит 2,958 млрд рублей или 19,5% от доходов без учета безвозмездных перечислений из федерального бюджета.

            Окружной бюджет на следующий год социально ориентирован: свыше 60% предусмотрено на реализацию мероприятий социальной направленности. В частности, на образование будет направлено 5,011 млрд рублей, здравоохранение - 2,309 млрд рублей, социальную политику - 2,686 млрд рублей, культуру и спорт – 1,04 млрд рублей.

            Очень важный, на мой взгляд, вопрос социальной поддержки отдельных категорий жителей нашего округа. Хочу подчеркнуть, что все социальные выплаты, которые жители округа получали, будут сохранены. Но с учетом того, что с 1 января к нам переходят все полномочия, в том числе по социальной поддержке, необходимо завершить процесс «инвентаризации» законов принятых как Собранием депутатов НАО, так и депутатами Архангельской области. И совместно с населением округа найти новые способы оказания помощи жителям с учетом нуждаемости, материального положения и, что очень важно, с учетом трудового вклада жителей округа в развитие региона.

            - Вы упомянули об эффективности. А какая законотворческая работа проводится в этом направлении?

            - На минувшей сессии был принят окружной закон «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований НАО и органами государственной власти НАО». В ведение округа с 1 января 2015 года перейдут полномочия в сфере дорожной деятельности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры, спорта и другие.

Закон подготовлен на основании федеральных законов, которые устанавливают возможность на уровне субъектов РФ перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти региона. На мой взгляд, документ призван повысить качество системы управления в регионе, он позволит каждому уровню власти самостоятельно решать свои вопросы в пределах собственных доходов, повысит ответственность, устранит сложные и длительные процедуры финансирования и софинансирования при решении отдельных вопросов местного значения.

            Сегодня местное самоуправление в округе загружено очень многими полномочиями и, к сожалению, не всегда успешно с ними справляется. Местному самоуправлению оставлен тот объем полномочий, который подтвержден их доходной базой, позволит полноценно исполнять полномочия в пределах средств, которые есть в местных бюджетах.

            Надо выстроить эффективную системную работу всей вертикали власти округа: оптимизировать и устранить дублирование функций, чтобы параллельно одним и тем же делом не занималось сразу несколько властных структур. Дублирование полномочий размывает ответственность между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

            - Власти округа планомерно ведут работу по повышению уровня оплаты труда бюджетникам. В 2015 году рост сохранится?

            - В целях реализации майских указов президента РФ во всех бюджетных организациях округа в следующем году планируется увеличить фонд оплаты труда. Каждый руководитель сможет самостоятельно решать вопросы стимулирования труда своих работников. Таким образом, рост зарплат бюджетников будет продолжен. К примеру, средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений НАО поддерживается на уровне среднемесячной заработной платы по экономике. Но необходимо также подтянуть уровень заработных плат работников дошкольных учреждений. По данным статистики, по состоянию за 9 месяцев текущего года средняя заработная плата работников общеобразовательных организаций в НАО составляла 68,4 тыс. рублей, дошкольных – 51,5 тыс. рублей, организаций профессионального образования – 83,9 тыс. рублей. Добавлю, что Ненецкий округ за первое полугодие 2014 года по величине средней зарплаты педагогов вошел в топ пяти лучших регионов РФ.

            - На одном из весенних заседаний Собрание депутатов приняло решение дополнительно выделить более 43 млн руб. на развитие энергетики региона, в том числе на строительство ветродизельных электростанций в НАО. Оправдывают ли себя такие инвестиции?

            - В НАО в рамках долгосрочной целевой программы развития энергетического комплекса, обеспечения энергосбережения и повышения энергоэффективности региональной экономики на 2010-2015 годы предусматривается строительство современных ветро-дизельных электростанций в отдаленных населенных пунктах округа. В настоящее время электро- и теплоснабжение большинства населенных пунктов осуществляется с помощью автономных дизель-генераторов. В период навигации в округ завозятся дизельное топливо и горюче-смазочные материалы, на что ежегодно требуются значительные суммы бюджетных средств. Осуществление завоза топлива в небольшие поселения округа – дело дорогостоящее и сложное в плане доставки.

            В то же время очень слабо используются альтернативные источники энергии – энергия солнца и ветра. К примеру, энергии ветра, по оценкам экспертов, вполне достаточно для нужд окружных сёл и посёлков. Совместное использование ветра с традиционными дизель-генераторами существенно снизит стоимость электроэнергии и значительно сократит расходы окружного бюджета на «северный завоз». Ветроагрегаты в НАО можно ставить в населенных пунктах по всему морскому побережью.

            Финансирование программы строительства ветро-дизельных электростанций планируется за счет окружного бюджета и внебюджетных источников. Таким источником на первоначальном этапе являются гранты, полученные в рамках реализации Программы приграничного сотрудничества РФ и Европейского сообщества Kolarctic. Ветродизельные комплексы планируется строить в посёлках Амдерма, Усть-Кара, Каратайка, Несь и Индига.

            - Депутатами окружного парламента в свое время был принят закон, предписывающий обязательный перевод на ненецкий язык отдельных нормативно-правовых актов. Что подтолкнуло к принятию документа и как продвигается работа по его реализации?

            - Да, действительно, такой закон был принят в округе, теперь часть законов и постановлений НАО издается на языке коренного населения округа. На ненецком языке можно прочитать Устав НАО, законы об оленеводстве, об общинах коренных малочисленных народов Севера в округе, о государственной поддержке традиционных видов хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера на территории региона, а также о традиционном празднике - Дне оленя. На ненецком языке будет звучать и гимн региона.