Ректор ЛГУ им.Пушкина С.Еремеев: "Наш университет становится одним из ведущих научно-интеллектуальных центров Северо-Запада"

Ректор ЛГУ им.Пушкина С.Еремеев: "Наш университет становится одним из ведущих научно-интеллектуальных центров Северо-Запада"

            В России задан тренд на построение цифровой экономики, и каждый регион видит реализацию этой стратегии по-своему. О перспективах цифровизации в Ленинградской области, тенденциях развития образовательной сферы и подготовке профильных специалистов рассказал в интервью "Интерфаксу" ректор Ленинградского государственного университета им. Пушкина Станислав Еремеев.

            - Станислав Германович, в этом году университет стал участником Центра компетенций фонда "Сколково" по направлению "Киберфизические системы". Как развивается работа в этом направлении?

            - Миссия Ленинградского государственного университета заключается в том, чтобы стать интеллектуальной площадкой и точкой развития для систем государственной власти, для гражданских структур региона. Это мы делаем через обновление своих образовательных программ и поиск своей ниши на рынке труда.

            - В последнее время важнейшим трендом развития государства стала программа цифровой экономики. Как университет отвечает на данный запрос?

            - Университет включен в работу с "цифрой" по нескольким направлениям. Первое – это привлечение специалистов в области интеллектуальной собственности и юристов для создания нормативно-правовой базы. Второй момент – увязка всей работы по цифровизации, увязка всего механизма управления Ленинградской областью. Это многокомпонентная деятельность, и в нее включены наши специалисты самого разного профиля: от программистов-информационщиков до концептуалистов, которые занимаются архитектурой этого процесса.

            Совместно с Торгово-промышленной палатой Ленинградской области мы предложили создать структуру, которая бы внедряла цифру не спонтанно-хаотично, а как управляемый, нормальный процесс – создать центр компетенций, который бы решал эту задачу. Здесь мы взаимодействуем с вице-губернатором Ленобласти Дмитрием Яловым и с проектным офисом областного правительства.

            Хочу отметить, что участие университета в этих процессах не случайно: в 2017 году наши специалисты стали членами рабочей группы «Нормативное регулирование» при АНО "ЦЭ", о которой говорил выше. На сегодняшний день именно данная некоммерческая организация является ключевым исполнителем одноименной государственной программы, утвержденной правительством РФ весной прошлого года. Мы уже подготовили ряд предложений и активно участвуем в работе по подготовке ключевых федеральных нормативных актов, регулирующих такие витальные сферы, как статус новых денежных агрегатов, феномен новых правовых отношений на примере -контрактов, актуализация и целеполагание использования технологии распределенного реестра и пр. Все это необходимо также внедрять и на региональном уровне – отсюда и возник совместный проект с ТПП ЛО как агрегатором массива мнений бизнес-сообщества области. Подчеркну, что основная задача программы "ЦЭ" - формирование новых рынков и диверсификация экономики именно в интересах бизнеса, поэтому и выбор нашего регионального партнера неслучаен.

            - При университете действует Центр урбанистики и социокультурных исследований, который работает, в том числе, над проектами комфортной среды для Ленинградской области. Власти региона удалось заинтересовать студенческими наработками?

            - Подобных центров нет нигде на Северо-Западе. С точки зрения социокультурного и пространственного развития территорий и наличия соответствующих компетенций у нас есть конкуренты только в Москве, и я говорю об этом с гордостью. Для развития территории требуется комплексный подход, и Центр урбанистики достаточно востребован. Мы активно работаем по прямым договорам с муниципалитетами, обустраиваем их. Урбанисты, которых мы готовим, еще в период студенчества включаются на уровне курсовых и дипломных работ по созданию проектов благоустройства школьных территорий и целых районов. Это востребовано и используется местными властями муниципального и районного уровня по договорам. Ребята получают теоретические знания и находят им применение в практической части.

            Есть конкретные примеры совместной деятельности с администрацией Выборга: сейчас идет федеральная программа реконструкции города, и Центр урбанистики включен в эту работу. Большое количество проектов мы реализуем по программе "Формирование комфортной среды" практически в каждом районе области: Приозерском, Бокситогорском, Лужском и других.

            - Что отличает ЛГУ им. Пушкина от других вузов Северо-Запада?

            - Университет не концентрирует все учебные программы на одной площадке. Мы – распределенный вуз, и считаем это своей изюминкой. Например, у Выборга есть своя миссия: это пограничный город, где большой транзит, и есть большая потребность рынка труда в специалистах в области обеспечения деятельности таможни, транспортной логистики, других служб. Там у нас работает Институт экономической безопасности. Мы создали структуру, которая среагировала на потребность рынка.

            Луга – агропромышленный регион с целым рядом сильных драйверов сельскохозяйственного роста. Лужский филиал ЛГУ им.Пушкина готовит соответствующих специалистов (образовательные программы по биотехнологиям). Это наше преимущество по сравнению с другими вузами.

            Затевая реформу системы образования, мы проигнорировали ряд исторических хорошо зарекомендовавших себя форм. Приведу пример: после Великой Отечественной войны многие населенные пункты остались без учителей. Тогда адекватно этому вызову в стране была создана система педагогических региональных вузов. Много шутили в последующие годы о качестве педагогических коллективов, о научном потенциале этой системы, но забывали об одном: она решила главную задачу – обеспечила сельскую молодежь учителями.

            - Важнейший вопрос для студентов и выпускников – это трудоустройство. Насколько успешны в этом плане выпускники ЛГУ? С какими работодателями сотрудничает вуз?

            - Сегодня нет такого понятия, как государственное распределение, и в этих условиях важно выстраивать работу вуза с работодателями. Мы это делаем по целому ряду направлений, и прежде всего - через систему государственного заказа. Наш учредитель – правительство Ленинградской области, и мы, формируя плановое задание по подготовке специалистов, уже имеем показатели потребностей рынка труда.

            У нас очень тесная связь с Торгово-промышленной палатой Ленинградской области, где есть комиссия по образованию и высшей школе, я являюсь ее председателем. Мы фактически инкорпорированы в структуру управления регионом. Проводя на своей площадке форумы и конференции, мы взаимодействуем, в том числе с муниципалитетами.

            Говорят, что в стране переизбыток юристов, однако выпускники юрфака ЛГУ востребованы, у них нет проблем с трудоустройством. У нас отличный договор между юрфаком и главным управлением внутренних дел региона. Недавно мы заключили договор с «Газпромом» на прохождение студентами юридического факультета производственной практики с перспективой трудоустройства, также прорабатываем вопрос по остальным структурам корпорации. У нас очень хороший факультет дефектологии, который готовит логопедов. На сегодняшний день эти специалисты идут "на ура", выпускников этого профиля не хватает в России. Не случайно школа дефектологов нашего вуза известна в масштабах всей страны.

            Сегодня есть необходимость в школьных психологах, особенно в свете трагедий, которые мы наблюдаем в последнее время. А они не могут появиться по щелчку пальцами, и таких специалистов готовит наш вуз.

            - Как развивается инфраструктура университета?

            - Как и многие вузы, ЛГУ им.Пушкина сталкивался с проблемой нехватки мест в общежитиях. С введением системы ЕГЭ изменился процент соотношения иногородних и местных студентов, и сегодня у нас оно составляет 70 на 30% соответственно. Мы эту проблему неоднократно ставили перед правительством Ленинградской области.

            Недавно мы решили проблему необеспеченности общежитиями: нам передан для развития материально-технический комплекс в Пушкинском районе Санкт-Петербурга, в Павловске. К 1 сентября мы приспособим здание под свои нужды. Мы получим и общежитие более чем на 300 мест, и новые учебные корпуса, примерно 40 аудиторий, что позволит нам перенести один из факультетов из Пушкина в Павловск. К новому учебному году мы завершим работу по реконструкции общежития в Горбунках, где находятся факультеты психологии и дефектологии.

            Для нас очень важно территориальное развитие. Мы получили шикарный подарок от "Газпрома", и в настоящее время занимаемся принятием нового объекта - физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном в Бокситогорском районе. Это даст нам возможность вовлечь жителей близлежащих населенных пунктов в здоровый образ жизни. Строительство обошлось в 400 млн рублей, летом комплекс будет полностью введен в эксплуатацию.

            - В марте в ЛГУ прошел четвертый молодежный медиафорум "Взлёт". На ваш взгляд, не обесценивается ли в последнее время журналистское образование?

            - Мы живем в мире цифры, где актуальность информации только увеличивается. Меняется характер журналистского труда и сам читатель, но вопрос доставки и интерпретации информации была, есть и остаётся. Одна и та же информация в зависимости от наших предпочтений и социокультурных различий воспринимается по-разному. Говорят, что задача журналиста – подать сам факт. Но мы с вами прекрасно понимаем: сама подача информации, её контекст является доминантой содержательного характера.

            Если мы посмотрим на людей, которые сегодня в профессии, то увидим, что огромное количество журналистов имеет разное базовое образование. Важнее другое: насколько социокультурная подготовка позволяет быть носителем грамотного, литературного русского языка, оперировать историческим фактом, и что не менее важно – быть объективным. Это самое сложное.

            - Чем, кроме научной работы, заняты студенты и преподаватели университета?

            - Вуз – это не только образовательные программы. Мы проводим молодежные слёты, волонтерские и военно-патриотические мероприятия, археологические раскопки, спортивные соревнования. Мы являемся методологами при проведении массовых мероприятий, ребята с исторического факультета занимаются реконструкциями и участвуют в фестивалях. Включение в социокультурную среду для нас очень важно.

            Я могу с гордостью сказать, что факультет физической культуры стал базой для развития массового спорта, в том числе для проведения соревнований. Наша баскетбольная команда ежегодно оказывается в числе призёров и чемпионов среди вузов Санкт-Петербурга, наши лыжники в этом году "порвали" всех, включая Университет физкультуры им.Лесгафта, в первенстве города по лыжным видам спорта. Если вы вечером придёте в вуз, то увидите, что все наши спортзалы заняты огромным количеством детей из близлежащих районов. Для нас очень важно, чтобы знакомство с вузом начиналось как можно раньше.

            Сегодня в университете мы развиваем направление киберспорта. У нас есть факультет математики и информатики, есть факультет физической культуры. И мы подумали: а почему нам не начать лицензировать программу подготовки тренеров по киберспорту? И сейчас мы этим занимаемся. Думаю, это будет востребовано. Такой тренер должен не только разбираться в компьютерных играх, но и быть в какой-то степени методологом, ему нужно дать методику педагога-психолога.

            В стране есть разветвленная сеть подростковых клубов, где с детьми должны работать люди, которые понимают детскую психологию, владеют педагогическими методиками. Сейчас мы работаем над получением лицензии по этой образовательной программе. Мне бы хотелось, чтобы мы могли вручать дипломы с соответствующей специальностью.

            - В каких международных проектах принимает участие вуз?

            - Ленинградская область тесно сотрудничает с Финляндией, и у нас есть договоры с целым рядом финских университетов, например, с Университетом прикладных наук Миккели, Сайменским университетом прикладных наук в Лааппенранте. В рамках приграничного сотрудничества есть соответствующие формы взаимодействия. Ни для кого не секрет, что система высшего образования Финляндии считается одной из лучших в мире.

            У Ленинградской области тесные отношения с Норвегией. У нас есть соответствующие договоры, и мы выстраиваем партнерские отношения с университетами Норвегии. Это и совместные обучающие программы, и обмен специалистами, в том числе совместное написание работ.

            ЛГУ плодотворно сотрудничает с Бергамским университетом в северной Италии. Программа сотрудничества рассчитана для выпускников филологического факультета и факультета иностранных языков. Выпускники педагогических специальностей получают опыт преподавания и возможность практиковать науку на английском языке.

            Также мы смотрим на восток и заключаем договоры о сотрудничестве с Китайскими учебными учреждениями (Гуйчжоуский университет, Куньминский международный колледж искусств). В рамках договора университеты будут обмениваться преподавателями, студентами и специалистами.

              Есть отношения с ближним зарубежьем: в вузе обучается молодежь из Белоруссии и Украины, мы расширяем сотрудничество со странами Средней Азии – Узбекистаном, Казахстаном, по академическому обмену.