Более 20 комитетам и учреждениям Петербурга предстоит в течение ближайших лет сменить свою "прописку". Согласно распоряжению правительства города, ведомства переедут из занимаемых ими особняков в центре города в новый комплекс "Невская ратуша". О том, как будет осуществляться переезд, какую пользу это принесет городу, а также о перспективах реновации одного из самых проблемных кварталов северной столицы – Апраксина двора – рассказал в интервью информационному агентству "Интерфакс" вице-губернатор Петербурга и руководитель администрации губернатора города Игорь Дивинский.
– Игорь Борисович, расскажите о планах по переезду городских комитетов в новый комплекс "Невская ратуша". Как скоро может начаться переезд и во что он обойдется городскому бюджету? Что будет организовано в "Невской ратуше" помимо правительственных структур, предусмотрены ли в комплексе площади общественного назначения?
– Из 400 тысяч квадратных метров современного многофункционального общественно-делового комплекса "Невская ратуша", расположенного в историческом центре города, чуть больше 100 тысяч квадратных метров отводится под размещение исполнительных органов власти и подведомственных им государственных учреждений.
В соответствии с распоряжением правительства Санкт-Петербурга № 55-рп от 24 июля 2013 года в один из корпусов "Невской ратуши" должны переехать 24 профильных комитета и учреждения. В их числе – комитеты по социальной политике, по молодежной политике, по физкультуре и спорту, по труду и занятости, по науке и высшей школе, по градостроительству и архитектуре, по государственному контролю, использованию и охране памятников, по благоустройству, а также жилищный комитет. Сроки переезда постановлением не определены, но при условии выполнения всех намеченных мероприятий он должен завершиться до конца 2014 года.
Еще раз хочу отметить: в "Невской ратуше" у нас только один корпус, где разместится часть подразделений Смольного.
– Городские СМИ сообщали, что не все комитеты, которым предписано переехать в "Невскую ратушу", хотят покидать свои "насиженные" места. Действительно ли есть такая проблема и как планируется ее решать?
– Такой проблемы – хочется кому-то переезжать или не хочется – на мой взгляд, не существует. Во-первых, распоряжение правительства нет смысла обсуждать. Во-вторых, проблемы переезда, даже если они возникают, решаются в рабочем порядке.
Однозначно, что концентрация комитетов и подразделений исполнительной власти в одном месте – это положительное явление. Меньше бюджетных расходов на транспорт, на связь, выше скорость принятия решений. В деловом квартале, ограниченном Новгородской, Кирочной улицами, улицей Моисеенко и Дегтярным переулком – там, где построена "Невская ратуша" – прорабатываются вопросы развития транспортной инфраструктуры.
Приведу один пример. Сегодня жилищный комитет в старинном здании на площади Островского (это самый центр Петербурга) занимает более 5 тысяч метров площадей. Тогда как реальная потребность составляет всего 3100 "квадратов". Это к вопросу о том, насколько эффективно размещение комитетов в исторических особняках. Переезд позволит избавиться от этих проблем. К тому же на "новых квартирах" у чиновников будут самые современные условия для эффективной работы, для оказания государственных услуг жителям города.
– Есть ли у властей Петербурга представления о том, каким образом будут использованы высвободившиеся площади после переезда комитетов в "Невскую ратушу"?
– Эти вопросы находятся пока в стадии обсуждения. Однозначно можно сказать, что высвобождающиеся площади будут максимально эффективно использоваться с учетом культурно-социальной составляющей.
- По поручению губернатора Санкт-Петербурга Вы непосредственно руководите преобразованием Апраксина двора. Расскажите, пожалуйста, об общей концепции развития этой исторической территории. Каким власти Петербурга видят Апраксин двор через 5-10 лет?
– Апраксин двор – один из старейших уголков исторического центра Петербурга. Как мы все знаем, это квартал с территорией площадью около 14 гектар, ограниченный улицами Садовая и Ломоносова, набережной реки Фонтанки и Апраксиным переулком. Это место издавна считается торговым символом северной столицы. Еще с середины XVIII века огромные площади стали сдаваться под купеческие лавки. За более чем 100 лет Апраксин двор сохранил характер так называемой "народной" торговли, но, в то же время, приобрел имидж одного из самых "злачных мест" с криминогенной репутацией. Еще совсем недавно многие петербуржцы предпочитали обходить его стороной.
По поручению губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко была создана рабочая группа под моим руководством. Ее целью является нормализация ситуации в Апраксином дворе и комплексное преобразование этой ценной городской территории. С начала года мы уже много сделали для наведения здесь должного порядка.
Рабочая группа считает, что обновленный Апраксин двор – это единое рекреационно-культурное пространство со множеством функций – торговой, образовательной, развлекательно-досуговой. И это не только наше мнение, но, прежде всего, мнение горожан, а также собственников и арендаторов помещений в Апраксином дворе.
Здесь будут объекты торговли и общественного питания, выставочные центры и картинные галереи, книжные ярмарки, художественные и творческие мастерские. Сюда можно будет прийти и за покупками, и просто отдохнуть всей семьей – приятно и с пользой.
Апраксин двор должен стать центром притяжения и для жителей города, и для его гостей. При этом мы должны иметь в виду историческую ценность данной территории, ее архитектурное богатство. Таким образом, будущий Апраксин двор – это многофункциональный культурно-досуговый, торговый комплекс, который обязательно должен сохранить свой исторический облик. Поэтому наша задача – обеспечить гармонию между прошлым и настоящим.
Первый этап реализации концепции комплексного преобразования территории Апраксина двора, техническое задание на разработку которой прошло широкое общественное обсуждение, должен быть завершен до конца нынешнего года. Я полагаю, это будет хорошим новогодним подарком городу и горожанам. Сегодня комитетом по инвестициям уже объявлен архитектурно-планировочный конкурс на разработку первого этапа концепции. Нет сомнения в том, что реализация этого крупного и значимого для города проекта вдохнет новую жизнь в старую торговую зону. Хочу подчеркнуть, что город заинтересован в кардинальном изменении статуса этой территории.
– Какие юридические аспекты прошлого инвестиционного соглашения с ООО "Главстрой СПб" о реконструкции Апраксина двора до сих пор в силе и накладывают определенные обязательства на действия властей города в этом проекте (судебные разбирательства с собственниками, денежные компенсации и пр.)?
– Инвестиционное соглашение между Санкт-Петербургом и компанией "Главстрой-СПБ" истекло в феврале этого года, и не было продлено городом. К сожалению, за пять лет действия соглашения (оно было подписано в феврале 2008 года) компания не смогла найти кардинального решения по части преобразования Апраксина двора. При этом, конечно, инвестор понес определенные затраты. Не буду углубляться, скажу лишь, что сегодня никаких судебных тяжб у города с "Главстрой-СПБ" по Апраксину двору нет.
При этом следует отметить, что, несмотря на то, что срок реализации соглашения истек, ряд договоров города с компанией остается действующим. В их числе – инвестиционные договоры и договоры аренды земельных участков, предоставленных для реконструкции объектов недвижимости, договоры обеспечения сохранности недвижимого имущества. Кроме того, у "Главстрой-СПБ" в Апраксином дворе есть собственность.
– Почему криминальный "окрас" Апраксина двора не исчезает, несмотря на многолетние попытки привести в порядок этот квартал? Хотя в Апраксином дворе проходят регулярные рейды правоохранителей и постоянно составляются все новые протоколы о незаконной торговле, жители по-прежнему обходят квартал стороной, а если и решаются купить там что-либо, после этого жалуются на воришек и неприятную обстановку. Каким образом можно вернуть кварталу доверие со стороны жителей и "выселить" нелегалов?
– Более ста лет, согласно историческим справкам, руководство города организует мероприятия по наведению порядка на этой территории. А с 90-х годов прошлого века за рынком в Апраксином дворе тянется шлейф места небезопасного как для покупателей, так и для самих продавцов.
Городские власти многое делают, чтобы нормализовать, оздоровить криминогенную ситуацию в Апраксином дворе. В результате проведенных мероприятий объем незаконной, несанкционированной торговли за последнее время сократился многократно, значительно снизилось число всякого рода правонарушений.
Так, если в 2011 году на территории Апраксина двора было зарегистрировано 138 преступлений (из них 17 тяжких), то в прошлом году – 34. За 7 месяцев 2013 года зарегистрировано 14 преступлений. При этом тяжких и особо тяжких преступлений не зафиксировано.
В этом году, начиная с февраля, регулярно организуются рейды, проводятся проверки по соблюдению общественного порядка, миграционного законодательства. Нарушители привлекаются к строгой ответственности. Наказания – от штрафов до выдворения или депортации за пределы Российской Федерации. Также было привлечено к административной ответственности 883 нарушителя. Это, главным образом, нарушители правил пребывания в Российской Федерации, а также лица, нарушающие правила торговли. Принимаемые меры постепенно приносят плоды, что говорит о правильности выбранной нами тактики и стратегии. Однозначно могу сказать, что сегодня ситуация в Апраксином дворе более контролируема властью, нежели прежде.
Сегодня для обеспечения общественного порядка на территории Апраксина двора реализуется так называемая концепция быстрого реагирования – вызова дежурных нарядов полиции. В Апраксином переулке есть участковый пункт полиции. В дополнение к нему мы хотим открыть постоянно действующий пункт охраны общественного порядка на территории самого Апраксина двора. Помещение для этого уже найдено. Кроме того, планируется установить на всей территории Апраксина двора видеокамеры с выводом изображения на центральный пульт.
Спецификой Апраксина двора практически все время его существования была мелкооптовая торговля. Сегодня это ведет к увеличению количества автотранспорта в центре города, что, конечно, повышает загруженность дорог. Именно поэтому параллельно с подготовкой концепции комплексного преобразования территории Апраксина двора прорабатывается вопрос об организации альтернативных в городе мест для мелкооптовой торговли, куда переедут торговцы Апраксина двора и, возможно, других рынков, расположенных близко к центру Санкт-Петербурга.
- Вы довольно редко появляетесь на публике и нечасто общаетесь с журналистами. Почему Вы уделяете этой сфере столь мало внимания?
– Никогда не считал себя "затворником". По натуре я человек открытый. При этом полагаю, что работа в исполнительной власти не предполагает излишне "шумного" и показного общения с горожанами – как это могут себе позволить, скажем, представители депутатского корпуса, профессиональные политики. О моей работе, которую я веду под началом губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко, должно и нужно судить непосредственному руководителю и руководителям взаимодействующих структур. Кроме всего, я руковожу администрацией губернатора, которая призвана обеспечивать принимаемые им решения и решения правительства города. А о публичности нашего губернатора говорить не приходится.
Но, если журналистам интересно со мной общаться, давайте встречаться. Я готов отвечать на ваши вопросы, которые, конечно, волнуют и горожан.
– Довольны ли Вы, как глава администрации губернатора Петербурга, сложившейся в Смольном командой? Как Вы считаете, почему в правительстве города и в комитетах происходят довольно частые кадровые перестановки?
– Сегодняшняя команда в Смольном вполне профессиональная, работоспособная, активно действующая. За два года нашей общей сплоченной работы никаких серьезных сбоев в жизни города не произошло. Мы благополучно "прошли" две зимы. Сегодня в полную силу готовимся к третьей. Во главе энергетического, жилищного комитетов, других ведомств, как и районных администраций, – проверенные, ответственные, опытные управленцы, квалифицированные специалисты. Мы плотно работаем с Молодежным кадровым резервом правительства города – грамотными, инициативными, амбициозными молодыми людьми, которые не сегодня-завтра придут нам на смену.
Что касается кадровых перестановок, то я отвечу хорошо известной русской поговоркой: не место красит человека, а человек – место. Не скрою, бывают наверняка и у нас свои недочеты в кадровой политике. Не все назначенцы готовы сразу на 100 процентов эффективно работать на благо города и горожан. Кому не хватает опыта, знаний, а кому – усердия. Кто-то не умеет, а кто-то не хочет работать в команде. И в том, и в другом, и в третьем случае, к сожалению, ради общего дела приходится с кем-то расставаться. И тут главное, вовремя принять нужное решение.
– В Москве не так давно обсуждали идею программы "600 храмов", по которой планировалось довести количество православных церквей в столице до 600. Считаете ли Вы, как исполнительный директор Русского Афонского общества, необходимым появление аналогичной программы в Петербурге? Сколько, на Ваш взгляд, православных храмов должно быть в северной столице?
– Я уже давно не исполнительный директор упомянутого общества – закон о государственной службе не позволяет совмещать никакую работу, кроме творческой, научной и преподавательской деятельности. Касательно того, сколько православных храмов требуется петербуржцам, то это должны определять, в первую очередь, сами прихожане и руководство Санкт-Петербургской епархии. Конечно, при этом епархии необходимо иметь четкое представление о востребованности храмов в том или ином районе города, исходя из пожеланий самих жителей и реальной их наполняемости.
Сегодня в нашем городе зарегистрированы и действуют 213 православных местных религиозных организаций и 4 монастыря. Им переданы 138 православных храмов и часовен, а также более 120 зданий религиозного назначения, где размещаются воскресные школы, различные административные и хозяйственные службы.
Теперь что касается упомянутой вами московской программы. На сегодняшний день заявки от руководства Санкт-Петербургской епархии на рассмотрение аналогичной программы в Смольный не поступало. Но мы всегда открыты для предложений, особенно если они хорошо продуманы и обоснованы.