Эксклюзив 7 сентября 2020 г. 17:38

Вице-губернатор Заполярья Ольга Кузнецова:

"Пандемия не помешала росту объема инвестиций в Мурманскую область"

"Пандемия не помешала росту объема инвестиций в Мурманскую область"
Фотография предоставлена пресс-службой правительства Мурманской области

В 2020 году Заполярье вместе со всем миром оказалось во власти пандемии коронавируса, а следом столкнулось с инфраструктурным ЧП, когда обрушился единственный железнодорожный мост, соединяющий Мурманск с большой землей. Но в то же время произошли ключевые для бизнеса и экономики региона события: создана территория опережающего развития (ТОР) «Столица Арктики» и заработал пакет федеральных законов об арктических преференциях. Как регион справляется с вызовами этого года и как движется развитие ТОР в интервью «Интерфаксу» рассказала заместитель губернатора Мурманской области Ольга Кузнецова.

              - Ольга Александровна, в мае этого года была создана ТОР «Столица Арктики», и в течение этого месяца уже было подписано соглашение с первым резидентом – ООО «НОВАТЭК-Мурманск». Какие еще резиденты должны войти в ТОР до конца 2020 года?

              - Активно готовят заявки подрядчики якорных резидентов ТОР. В первую очередь, это подрядчики Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС, с. Белокаменка) «НОВАТЭК-Мурманск». Сейчас Министерство Дальнего Востока проверяет заявку компании «Ренейссанс Хэви Индастрис» (Renaissance Heavy Industries, RHI), которая строит большой объект по производству металлоконструкций для ЦСКМС на восточном берегу Кольского залива. Также в высокой степени готовности заявка терминала «Тулома» - сейчас инвестор вместе с Минвостоком уточняют параметры соглашения.

              С учетом последствий пандемии инвесторы пересчитывают свои показатели эффективности, сроки реализации. Пока действовало ограничение на въезд в Мурманскую область, в том числе на въезд иностранцев, инвесторы не могли приступить к проектно-изыскательским работам. Это помешало процессу, сейчас бы мы могли иметь больше резидентов ТОР, но надеемся, что за осень ситуация исправится. С момента снятия Мурманской областью ограничений развернулась активная работа с инвесторами. Мы надеемся, что в сентябре заявки и регистрации резидентов ТОР пойдут массово.

              За это время мы совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока создали необходимую инфраструктуру в виде ООО «Управляющая компания «Столица Арктики». Сейчас ведем набор специалистов для работы с резидентами ТОР и Арктической зоны РФ (АЗ РФ).

              К слову, всего за неделю с момента вступления в силу пакета федеральных законов о системе преференций в Арктике на единый инвестиционный портал АЗ РФ arctic-russia.ru было подано 50 заявок, 16 из них – самое большое количество – из Мурманской области.

              - Вы упомянули подрядчиков «НОВАТЭКа» в Мурманской области, кого еще из них вы ожидаете увидеть в числе резидентов ТОР «Столица Арктики»? Какой эффект это принесет для экономики региона?

              - Самая большая сложность в этой работе – перерегистрация юрлица на территорию конкретного земельного участка, который входит в ТОР. Многие подрядчики зарегистрированы в Мурманске, в Кольском районе, в Москве. Сейчас перерегистрация занимает до 45 дней, подрядчики еще находятся в процессе.

              Мы ожидаем уже упомянутый «Ренейссанс», компанию «Крондекс» (работает вместе с «Ренейссанс» - ИФ) и компанию «РусГазШельф», которая на западном берегу Кольского залива производит необходимые конструкции для ЦСКМС. Также мы ожидаем сервисные компании, которые обслуживают ЦСКМС. Думаю, в течение сентября мы получим несколько заявок от подрядчиков «НОВАТЭКа».

              Важно понимать, что соглашение об инвестдеятельности на ТОР очень жесткое и накладывает обязательства на инвестора помимо критериев по объему инвестиций, наличия юрлица на территории. Есть показатели, которые связаны со сроками, достижением объема инвестиций и рабочими местами. Если резидент не исполняет эти показатели, то следуют штрафные санкции. Поэтому, конечно, инвесторы предварительно четко выверяют все цифры.

              Говоря об эффекте для Мурманской области, мы понимаем, что регион будет получать НДФЛ. Пока действуют обособленные подразделения подрядчиков ЦСКМС, но при регистрации юрлица в регионе НДФЛ они будут платить по месту регистрации. Если взять первый квартал 2020 года, то только от трех основных подрядчиков ЦСКМС мы уже получили 350 млн рублей по НДФЛ, а всего там действует порядка 30 подрядчиков. Соответственно, эта сумма будет расти.

              - Июль был ознаменован расширением перечня ОКВЭД и двукратным снижением пороговых значений для инвесторов, которые хотят войти в ТОСЭР Кировска. Кто из инвесторов уже заинтересовался новыми условиями деятельности на эту ТОСЭР?

              - Мы надеялись, что ТОСЭР Кировска с учетом новых условий станет более популярна. Однако сейчас был принят и заработал арктический пакет законов, который, по сути, заменяет режим ТОСЭР и где-то даже более выгоден для бизнеса. В результате все предприниматели из туристической сферы (Кировск и Хибинские горы – центр горнолыжного туризма в Мурманской области – ИФ), которые планировали входить в ТОСЭР, войдут в число резидентов АЗ РФ. Важно, чтобы инвестор пришел в регион и начал работать.

              - На ваш взгляд, не будут ли конкурировать ТОР «Столица Арктики» с ТОСЭР Кировска, которая с 2017 года набрала только девять резидентов? Будет ли создан объединенный сервисный центр (ОСЦ) в Хибинах? Ранее власти Заполярья заявляли, что, к примеру, сервисный центр в Хибинах может открыть «БелАЗ».

              - Конечно, они конкурируют. Но есть ли разница, каким образом стимулировать бизнес? Сейчас набор инструментов широкий – ТОР, ТОСЭР, АЗ РФ. Предприниматели выбирают для себя наиболее удобный набор мер поддержки.

            Что касается ОСЦ и сервисного центра «БелАЗа», мы продолжаем эту работу. Выделен земельный участок и идут переговоры с ООО «Автотехинмаш», официальным представителем «БелАЗ» в России. Вероятно, будет подана заявка на получение статуса резидента АЗ РФ.

              Совсем недавно мы обновили в рамках соглашения с Белоруссией план совместной работы, и как только будут сняты ограничения на пересечение границ, белорусские коллеги приедут для работы по созданию сервисного центра. Конечно, «БелАЗу» это интересно, так как в Хибинах сосредоточен большой парк горной техники, а наши горнорудные компании как раз в этом году заказали у «БелАЗа» много новой техники.

              - Если говорить о разработке крупных месторождений в Заполярье, то в какие сроки, по вашим данным, Роснедра возобновят действие лицензии для СП «Ростеха» на разработку металлов платиновой группы месторождения Федорова тундра?

              - По Федоровой тундре есть новости буквально вчерашнего дня, что принято решение о продлении лицензии до конца 2030 года. На это, в том числе, повлияло наше обращение к вице-премьеру РФ Юрию Трутневу на Госкомиссии по Арктике в мае текущего года. Решение получено, ждем официальный документ. После этого ЗАО «Федорово Рисорсес» начнет проектно-изыскательские работы.

              - А в какие сроки возможна релокация объектов Минобороны, чтобы стала возможна разработка центрального участка Африкандского месторождения редкоземельных металлов?

              - Как раз на полях форума «Армия-2020» прошла встреча губернатора Андрея Чибиса и заместителя министра обороны России Тимура Иванова. Договорились, что Минобороны с Минфином пересчитают стоимость переноса военных объектов. В сентябре запланирована рекогносцировка, чтобы уже на местности специалисты все осмотрели и приняли окончательное решение, что и где может располагаться. Конечно, инвестор понимает, что уже нужно начинать доразведку, изыскательские работы, но начать их невозможно, пока не будет решен вопрос с объектом Минобороны.

              - Как сказалась пандемия на промышленности Заполярья? Крупные предприятия останавливали свою работу или продолжали работать, но с ограничениями? Какую динамику показывает производство продукции?

              - Из пандемии коронавируса мы вместе с предприятиями вынесли много полезных уроков. Совместная оперативная работа позволяла принимать нестандартные решения, которые приносили результат. Поначалу компании хотели максимально ограничить перемещения людей внутри предприятий, другие хотели перейти на вахтовый режим или вообще ограничить производство. Но в итоге производство не останавливалось, а сейчас предприятия по-прежнему сохраняют жесткие меры безопасности.

              В результате по итогу первого полугодия по инвестициям рост в Мурманской области составил 8,4%, что превышает показатели по России. Индекс промышленного производства в регионе сейчас на уровне 97,4% к уровню прошлого года, в то время как по стране зафиксирован уровень 96,5%.

              - Еще одним испытанием стало прекращение ж/д сообщения с Мурманском из-за обрушения моста 1 июня. Как грузоотправители справились с этой ситуацией? Насколько серьезные убытки понесли мурманские стивидоры, когда не могли принимать и отправлять грузы?

              - Первые дни основной задачей был поиск варианта вывоза грузов, которые шли через АО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП, входит в «СУЭК») и другие стивидорные компании Мурманска. ММТП понес большие убытки, конечно. Несколько дней он вообще не работал, а после начал восстановление. Сейчас он столкнулся еще и с тем, что рынок угля на отрицательном уровне цен, Европа отказывается от угля. Тем не менее, была выработана конфигурация, при которой ММТП направляет большие объемы угля на Китай и Индию по Севморпути на судах класса Capesize. Также была осложнена доставка готовой продукции «Норникеля», компания перешла на доставку автомобильным транспортом. Они до сих пор не вернулись к уровню предыдущего периода.

              Обрушение моста выявило ряд проблем. Например, выяснилось, что необходимо развивать погрузочную площадку на железнодорожной станции Оленегорск на случай подобных ситуаций. Оказалось, что в регионе не хватает большегрузных автомобилей, тралов для перевозки контейнеров, их пришлось срочно привлекать из Карелии и Санкт-Петербурга. Из-за обрушения моста грузоотправители ушли в Усть-Лугу и порты Прибалтики. Сейчас они вернулись обратно в полном объеме, так как тариф в порту Мурманска выгоднее, чем в других портах, к тому же здесь высокая скорость обслуживания.

              Накануне стало известно, что РЖД отменяет дисконт 12,8% на экспортные перевозки угля в направлении портов Северо-Запада России. Сейчас мы ведем работу с РЖД над тем, чтобы эту скидку вернуть.

              Осенью мы ожидаем запуск нового железнодорожного моста, связываем с ним и Мурманским транспортным узлом большие надежды на дальнейшее развитие экономики региона.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще