26 октября в Москве прошла конференция BiotechClub-2018. Российские и зарубежные специалисты, известные своими исследованиями в области молекулярной биологии и персонализированной медицины, обсудили широкий спектр тем: от биоинформатики до клинических исследований препаратов. О том, какие разработки в рамках персонализированной медицины есть у ЗАО "Биокад", выступившего организатором конференции, экспортных планах и конкуренции с зарубежными производителями в интервью "Интерфаксу" рассказал вице-президент компании по разработкам и исследованиям Роман Иванов.
- Роман Алексеевич, насколько важным направлением для "Биокада" является развитие персонализированной медицины?
- Развитие персонализированной медицины в России позволяет решить существующие проблемы российской системы здравоохранения. Это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие процессы. Многие из подходов персонализированной медицины фармакоэкономически более эффективны в сравнении с традиционными подходами. Именно применение этих подходов в развитых странах обеспечит в ближайшие десятилетия существенное снижение экономических потерь, связанных с нетрудоспособностью отдельных категорий населения, увеличит продолжительность и качество жизни экономически активных граждан. Разрыв показателей экономического развития между странами, внедрившими подходы персонализированной медицины и не принявшими их, будет только нарастать.
- Какие разработки есть у компании в этом направлении?
- Одним из уже имеющихся на рынке препаратов персонализированной терапии нашего производства является трастузумаб – препарат на основе моноклональных антител. Этот препарат лечит рак молочной железы у женщин, и в ряде случаев, когда опухолевый рост зависит от повышенной экспрессии антигена HER2, имеет очень высокую эффективность, приводя либо к полному излечению, либо к существенному продолжению жизни. Если говорить о разработках, находящихся на этапе доклинических исследований, то можно сказать о специальной РНК-вакцине, которую мы разрабатываем. Технология ее применения заключается в определении мутаций в клетках пациента, позволяющих отличить пораженную клетку от здоровой. Такой подход направлен на уничтожение опухолевых клеток иммунной системой, не затрагивая здоровые.
В компании активно ведутся исследования в таких направлениях, как генная терапия, CAR-T терапия онкологических заболеваний. В первом случае речь идет о компенсации дефицита функции недостающего гена за счет введения его в организм с помощью вируса или наночастицы, во втором – о модификации иммунных клеток для придания им высокой специфичности к опухолевому антигену.
- Когда разработки, находящиеся на стадии доклинических исследований, могут быть внедрены?
- Клинические исследования подобных сложных препаратов длятся как минимум 4-5 лет, и только после этого можно говорить о возможности их практического применения.
- Такие исследования проводятся только в РФ или также в других странах, где присутствует или планирует присутствовать "Биокад"?
- Мы стараемся выводить свои препараты не только на внутренний рынок, но и в страны дальнего зарубежья. Например, в настоящее время препараты на основе моноклональных антител продаются во многих странах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Северной Африки. Кроме того, в следующем году мы начинаем исследования сразу нескольких наших продуктов в странах Европейского союза: Германии, Франции, Польше, Румынии, Болгарии, Венгрии и Словакии.
- Какие еще фармацевтические компании ведут разработки препаратов, аналогичных перспективным препаратам "Биокада" в области персонализированной медицины?
- В плане разработок иммуноонкологических препаратов мы идем практически параллельно с двумя компаниями – швейцарской и американской. Очень надеемся составить им конкуренцию.
- За счет чего именно "Биокад" сможет конкурировать?
- Прежде всего, за счет готовности предложить препарат по более доступной, чем у наших зарубежных коллег, цене. Производство в России несколько дешевле по сравнению с этими процессами в Европе и Северной Америке. Но в любом случае надо понимать, что это дорогостоящие и сложные препараты. Если говорить о конечной стоимости, то, например, те лекарства "Биокада" на основе моноклональных антител, которые уже есть на рынке, стоят на 30-60% дешевле иностранных аналогов.
- Есть ли какой-то целевой показатель по выручке от экспорта препаратов, применяемых именно в рамках персонализированной медицины?
- Нашей целью является доведение доли экспортных продаж в общей выручке до 50% в 2023 году. Если говорить о таргетных препаратах, то большая часть экспортной выручки будет приходиться как раз на них. Уже сейчас реализация нетаргетированных лекарств занимает небольшую долю и будет снижаться дальше.
- С кем "Биокад" сотрудничает в рамках разработок в области персонализированной медицины, и есть ли среди них иностранные партнеры?
- Очень активно сотрудничаем с Российским национальным исследовательским медицинским университетом имени Н.И.Пирогова, со Сколковским институтом науки и технологий и с Национальным медицинским исследовательским центром имени В.А.Алмазова. Что касается иностранных партнеров, то их нет, но мы и не видим в этом большой необходимости: все инструменты и ресурсы, которые необходимы для такой работы, есть в России.