Северо-Запад / Эксклюзив 3 апреля 2009 г. 16:21

Вице-президент УК "Морской фасад" С.Жусупов: "Для развития морского туризма необходима серьезная коммерческая, логистическая работа и хорошая реклама"

Вице-президент УК "Морской фасад" С.Жусупов: "Для развития морского туризма необходима серьезная коммерческая, логистическая работа и хорошая реклама"

В Петербурге продолжается реализация проекта строительства морского пассажирского терминала и развития Западной части Васильевского острова. Новый пассажирский порт уже принял первое судно, а в 2009 году ожидается заход более 100 судов. О ходе работ по проекту, а также перспективах развития морского туризма "Интерфаксу" рассказал вице-президент управляющей компании "Морской фасад" Серик Жусупов.

- Какие работы были проделаны по проекту в прошедшем 2008 году? Что планируется осуществить в 2009 году?

- В прошедшем 2008 году было образовано порядка 55 га новой территории, для этого было принято более 3,7 млн куб. м песка. В этом году мы продолжим образование южной части выделенного под проект участка. Вся территория, отведенная под строительство морского пассажирского терминала и речного порта, уже создана. Продолжаются работы по строительству второго пускового комплекса, в конце 2009 года он будет введен в эксплуатацию. В 2010 году мы планируем ввести уже третий пусковой комплекс. Мы работаем по нашему плану- графику, который согласован с Администрацией города.

- С какими проблемами приходится сталкиваться при реализации проекта? Были ли какие-то сложности, повлиявшие на ход работ, в 2008 году?

- Конечно, в процессе реализации такого крупного и серьезного проекта возникает достаточно большое количество вопросов, которые необходимо решать в оперативном порядке. Мы с этой задачей успешно справляемся. В 2008 году мы работали без остановок и выполнили свой план, а по образованию территорий даже перевыполнили его на 8%.

- Какой объем средств по проекту был освоен в 2008 году?

- По дноуглубительным работам в рамках проекта в 2008 году ФГУП "Росморпорт" было освоено порядка 600 млн. рублей, выделенных из Федерального бюджета. За весь период, включая 2008 год, на строительство морского пассажирского порта было потрачено порядка 5,5 млрд. частных инвестиций.

- Сформирован ли уже план по приему судов в 2009 году? От куда, в основном, поступают заявки на заход в Петербург?

- На 2009 году уже есть планы по приему более 100 судов, а это практически полная загрузка причалов первого пускового комплекса. Заявки к нам поступают не от стран, а от судоходных компаний. Мы считаем, что продемонстрированные нами в 2008 году возможности инфраструктуры по приему круизных судов положительно сказалось на том, что все крупнейшие судоходные и круизные компании изъявили желание в 2009 году швартоваться у наших причалов. Основная часть судов, которые раньше швартовались в грузовом порту, теперь прибудут к нам.

- Как Вы оцениваете возможное увеличение количества туристов после открытия нового терминала и создания необходимых условий для приема крупнейших судов?

- С учетом всех существующих в настоящее время обстоятельств, мы полагаем, что возможно увеличение в 2009 году количества туристов, прибывающих морским путем, на 8-10%.

- Какие проблемы в развитии сопутствующей инфраструктуры еще предстоит решить, чтобы создать максимально комфортные условия пребывания в Петербурге круизных туристов?

- Основной прорыв был сделан в создании специализированной инфраструктуры, т.е. причалов, которые мы продемонстрировали. 10 сентября прошлого года к причалам нового порта пришвартовался первый современный круизный лайнер, имеющий почти 300 метров в длину и 60 метров в высоту. 16-палубное итальянское судно "СOSTA MEDITERRANEA" доставило в Северную Столицу России около 2000 туристов. Мы полагаем, что город готов уже сейчас достойно принять любых туристов. Самое главное - внимательное отношение к тем, кто приезжает в наш город. А мы, в свою очередь, готовы обеспечивать качество предоставляемых услуг на самом высоком уровне.

- Одной из острых проблем в нашем городе остается транспортная составляющая. Какие пути решения Вам представляются наиболее успешными и реальными?

- Как показала практика, всего можно добиться путем улучшения транспортной логистики и дисциплины. Мы видим это на примере организации движения общественного транспорта на Невском и Лиговском проспектах. Всегда можно найти определенный выход из имеющейся инфраструктуры, специально организовав определенные пути движения для автобусов, общественного транспорта. Поэтому нам нужно действовать именно таким способом. Как говорят англичане: "Если у Вас нет лучшего - делайте лучшее из того, что у Вас есть". Я думаю, что вся дорожная сеть у нас есть, просто нужно ее оптимально использовать, развивать логистику маршрутов, заранее согласовывать ее с соответствующими органами, чтобы обеспечить некоторое преимущество для тех, кто приезжает к нам в город и у кого крайне ограничено время для осмотра достопримечательностей.

- Вы уже упомянули о планах по созданию Речного порта на намывных территориях. Как сейчас обстоят дела с этим проектом?

- Сейчас у нас завершаются предпроектные проработки. Мы надеемся, что в этом году уже приступим к разработке непосредственно проекта. Тут важно понимать, что данный способ доставки туристов имеет как огромное количество преимуществ, так и один большой недостаток - зависимость от погодных условий. Именно поэтому всегда нужно иметь дублирование маршрутов по доставке пассажиров, так как у круизных туристов нет возможности пережидать непогоду. Необходимы определенные резервы альтернативного транспортного сообщения.

- Несмотря на создаваемые условия, морской туризм остается не очень популярным в нашей стране. Каким образом можно привлечь туристов на это направление? Какие программы по продвижению необходимо реализовывать?

- Необходима серьезная коммерческая и логистическая работа, а венчать все это должна хорошая реклама данного продукта. Наш народ в настоящее время очень подвижен и об этом говорят цифры статистики. Естественно, если есть возможность сесть на паром не в Хельсинки, а в Петербурге, то россияне с удовольствием этим воспользуются, чтобы не простаивать в очередях на границе. Самое главное в развитии морского туризма - по-настоящему хорошая реклама. Администрация города уже добилась успехов в решении ряда задач , в частности решен вопрос о безвизовом пребывании паромных пассажиров в течение 72 часов на территории России. Теперь остается одна основная проблема - недостаточно информации. Если говорить объективно, то россияне только последние три-пять лет стали активно использовать морской туризм. Кроме того, если в морских городах знают о возможностях такого типа путешествий, то в остальных городах просто не обладают необходимой информацией.

Кроме того, многие считают, что это очень дорого, а на самом деле морские путешествия намного дешевле других видов туризма. Это действительно очень экономный способ посмотреть сразу несколько стран, но об этом нужно активно рассказывать и нашим согражданам и людям в других странах.

- Какие меры необходимо предпринимать на уровне властей, чтобы обеспечить продвижение этого продукта?

- Важно, что наши власти обратили внимание на нехватку рекламы и информации о возможностях как круизного туризма, так и паромного. Это значит, что в дальнейшем можно ждать новые программы по продвижению, в том числе, совместно с представителями туристического рынка. Для нас главное - обеспечить быстрый прием судна в порту, необременительный выход пассажиров в свободную зону, проход через госграницу, а также же быстрый заход на судно. Все остальное уже находится в руках наших туристических агентств, которые могут сформировать действительно качественный туристический продукт.