Депутаты Псковского областного собрания 24 декабря приняли во втором и третьем чтении бюджет области на 2010 год. Доходы бюджета запланированы в размере 15 млрд 392,5 млн рублей, расходы - порядка 17,379 млрд рублей. О приоритетах принятого бюджета, уровне бюджетной обеспеченности и финансовых отношениях с муниципалитетами в интервью агентству "Интерфакс Северо-Запад" рассказал первый заместитель губернатора области Сергей Перников.
- Сергей Григорьевич, губернатор в бюджетном послании и лидеры депутатских фракций неоднократно подчеркивали, что бюджет Псковской области-2010, прежде всего, носит социальный характер. За счет каких ресурсов удалось добиться того, чтобы бюджет обеспечивал развитие всех социальных инициатив?
- Бюджет 2010 года, как и уходящего года, мы постарались сделать максимально социально ориентированным. В современных условиях поддержка уровня социальной защиты населения области, сохранение социальных обязательств и по возможности реализация новых социальных проектов и инициатив - наша первоочередная задача.
До сегодняшнего дня все выплаты за счет средств областного бюджета пособий, льгот и других социальных гарантий предоставляются своевременно и в полном объеме.
Что касается ресурсного обеспечения развития социальных инициатив, то делать это будем, прежде всего, за счет оптимизации расходов, повышения эффективности использования бюджетных средств.
- Каковы основные приоритеты принимаемого бюджета?
- Главный приоритет - сохранение и повышение уровня социальной поддержки населения области. В 2010 году значительно будет увеличена индексация по социальным выплатам. На 12,5% увеличится ежемесячное денежное вознаграждение патронатному воспитателю. На 10% увеличатся ежемесячные денежные выплаты: ветеранам труда, лицам, пострадавшим от политических репрессий; труженикам тыла до 450 рублей ежемесячно. В три раза увеличим ежемесячную денежную выплату многодетным семьям. Базовый размер ежемесячного пособия на ребенка увеличен практически в 2 раза.
Можно перечислять и дальше, отмечу еще только наш принятый закон области "О ветеранах труда Псковской области", который с 1 января 2009 года вступит в силу. Ветераны труда Псковской области, а это около 13 тыс. человек, будут ежемесячно получать по 280 рублей. Всего из областного бюджета на это будет выделено 45,5 млн. руб.
Второй приоритет - инвестиции и вложения в долгосрочные проекты. Здесь мы сконцентрировали внимание и ресурсы на программной деятельности, значительно увеличив финансирование областных целевых программ.
Приняты и с 2010 года заработают четыре новых программы по приоритетным направлениям развития сельского хозяйства, предусмотрены расходы на реализацию программы развития культурно-познавательного туризма, комплексной программы энергосбережения и энергоэффективности области, программы о дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковской области
В целом в 2010 году предусмотрено финансирование 37 программ расходы на реализацию которых составят 1,804 млрд рублей, что в 2 раза больше по сравнению с 2009 годом.
Третье - в целях повышения эффективности расходования средств областного бюджета будет внедрена система бюджетирования, ориентированная на результат, произведена централизация закупок для государственных нужд бюджетных учреждений.
- Сергей Григорьевич, какой у Псковской области уровень реальной бюджетной обеспеченности?
- Без учета распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета он составляет 45,9%, с учетом распределенной дотации - 67,3%.
- Не секрет, что отрасль ЖКХ - одна из наиболее проблемных в нашей стране. Как обстоят дела с эффективностью расходов на ЖКХ в Псковской области?
- С целью более эффективного расходования бюджетных средств в сфере ЖКХ планируем направление значительных средств на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, внедрение энергосберегающих технологий и применение местных видов топлива. В данном направлении предусмотрена реконструкции котельных с переводом на торф в семи районах области. Общий объем затрат с реализацией данных мероприятий предусмотрен в объеме 100 млн рублей. От таких видов топлива, как мазут и уголь, которые влекут за собой неэффективное вложения бюджетных средств, постепенно будем отказываться.
Кроме того, планируем осуществить мероприятия по модернизации и реконструкции систем электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения на объектах коммунального комплекса на территории Псковской области, оснащение приборами учета потребления и автоматики регулирования потребления энергетических ресурсов.
- Расскажите, пожалуйста, о финансовых обязательствах области, управлении кредиторской задолженностью и государственным долгом?
- На сегодняшний день администрация области имеет всего два долговых обязательства: кредиты Минфина России по городскому общественному транспорту (остаток по которому составляет 204 млн рублей, со сроком гашения до 2012 года) и по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования - 93,5 млн рублей со сроком гашения до июня 2012 года.
На сегодняшний день отсутствует просроченная кредиторская задолженность областного и местных бюджетов по заработной плате и начислениям, оплате жилищно-коммунальных услуг.
В целом же просроченная кредиторская задолженность областного бюджета отсутствует, небольшая задолженность есть только у муниципальных образований - 29,4 млн рублей.
Учитывая выбранные приоритеты бюджетной политики на следующий год, о которых уже было сказано, мы пошли на дефицитный бюджет. Дефицит составит 22% от общего объема доходов без учета безвозмездных поступлений.
- Как вы оцениваете рост дотаций и субвенций: это благо или свидетельство финансовой зависимости региона?
- Думаю, можно найти много сторонников позиции, что это свидетельство финансовой зависимости региона, но если посмотреть на это через призму общегосударственных интересов, да еще и учитывая современные условия - подобная политика позволяет государству целенаправленно решать много серьезных задач и проблем. В частности, как пример, можно отметить результаты достигнутые за счет средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
В 2009 году общий объем поступивших средств на капитальный ремонт жилого фонда области и переселение граждан из аварийного жилья составил более 1 млрд рублей, что позволило в 15-ти муниципальных образованиях области осуществить ремонтные работы в 550 домах общей площадью более 800 тыс. кв.м., а также осуществить переселение почти одной тысячи граждан из аварийного жилого фонда.
Кроме того, выполнение названных работ по капитальному ремонту позволило обеспечить занятость 2,7 тыс. работников строительных организаций.
- В региональном бюджете заложено финансирование целого ряда сельскохозяйственных программ: на развитие мясного скотоводства, производства молока, овощеводства и аквакультуры. Прежняя администрация упор делала на поддержку крупных животноводческих комплексов - мега-ферм. Это направление будет продолжено или упор будет сделан на развития аграрного сектора на базе крестьянско-фермерских хозяйств и большого числа мелких СПК, как основного сельхозпроизводителя в регионе?
- Программные мероприятия, направленные на развитие сельскохозяйственного производства, предусматривают оказание поддержки всем сельхозтоваропроизводителям независимо от их организационно-правовой формы и объемов производимой сельскохозяйственной продукции.
Однако нужно понимать, что программы - это лишь инструмент. При этом им нужно правильно воспользоваться. Можно написать много программ, но желаемого эффекта не достичь.
Главное в другом - сегодня перед нами стоят по сути две ключевые задачи: повышение конкурентоспособности базовой (мясомолочной) специализации АПК области и диверсификация самого сектора.
В соответствии с этими задачами мы выстраиваем эффективный механизм поддержки приоритетных направлений развития сельского хозяйства области, сельхозтоваропроизводителей. Будем использовать как уже действующие, так и новые механизмы и инструменты. В частности, например, помимо принятых областных целевых программ, выстраиваем конструктивное взаимодействие с инвесторами. Здесь можно назвать - ООО "Добручи-2", ООО "Экосельхозинвест", ООО "Слактис" и многих других.
Особое внимание будем уделять участию области в федеральных целевых программах и проектах по сельскому хозяйству.
- Что касается капитальных вложений, на что в первую очередь они будут направлены в 2010 году?
- В рамках использования бюджетных инвестиций в 2010 году предполагается направление средств областного бюджета на реализацию инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, в том числе в рамках реализации областных долгосрочных целевых программ.
В 2010 году на финансировании капитального ремонта 13-ти муниципальных образовательных учреждений предусмотрено 191 млн рублей.
Продолжится строительство универсальных спортивных площадок и реконструкция стадионов. На эти цели предусмотрено выделить 138 млн рублей.
На реализацию мероприятий программы ОДЦП "Развитие культуры Псковского региона в 2007-2010 годах" в 2010 году будет выделено 76,4 млн рублей.
На газификацию жилищного фонда муниципальных районов предусмотрено направить 66 млн рублей.
Субсидии на развитие социальной и инженерной инфраструктуры (ремонт больниц, котельных, тепловых сетей и проч.) предусмотрены в объеме 404 млн рублей. Городу Пскову, например, на реконструкцию здания приемного отделения и оперблока городской больницы выделим 116 млн руб.
В 2010 году капитальные вложения в объекты областной собственности предусмотрены в объеме 280 млн рублей. Например, по линии здравоохранения - 105 млн рублей, из них на капитальный ремонт ГУЗ "Псковский перинатальный центр" - 60 млн рублей, строительство туберкулезного корпуса ГУЗ "Псковская областная психиатрическая больница N2 в послеке Суханово Великолукского района - 18 млн рублей.
В развитии транспортной инфраструктуры основное внимание в 2010 году будет направлено на содержание, ремонт и капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения. На эти цели в областном бюджете предусмотрено 1 млрд 187,5 млн рублей.
Приоритет будет отдаваться ремонту автодорог, проходящим по основным туристическим маршрутам области в направлении городов Печоры, Изборск, Пушкинские Горы и др., а также ремонту дорог на подходах к пограничным пунктам пропуска.
- Как строятся отношения с муниципальными районами и какую финансовую помощь предполагается оказать им в следующем году?
- Выстраиванию конструктивных взаимоотношений с муниципалитетами уделяем особое внимание, поскольку только совместными усилиями мы сможем обеспечить развитие региона. Ежемесячно устраиваем с главами районов тематические совещания, формулируем внятную политику в привлечении инвестиций, стимулируем муниципалитеты к совместному поиску резервов и источников развития.
В финансовом отношении - как и в этом году будем помогать муниципалитетам справляться с проблемами в жилищно-коммунальном комплексе (особенно в отопительный сезон), направляем субсидии бюджетам на финансовое обеспечение мероприятий по капитальному ремонту жилых домов, переселению граждан из аварийного жилищного фонда, на организацию питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях и мн. др. Кроме того, предусмотрены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в сумме 1,454 млрд рублей.