В 2011 году во всех секторах российской экономики наблюдался если не рост, то устойчивое развитие. Немалую роль сыграло укрепление позиций банковского сектора. О развитии в текущем году корпоративного кредитования на Северо-Западе «Интерфаксу» рассказал заместитель председателя Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» Алексей Кольчик.
– Алексей Георгиевич, каковы успехи Северо-Западного Сбербанка на рынке корпоративного кредитования в текущем году? Как изменился кредитный портфель банка?
– Мы осуществляем комплексное обслуживание малого, среднего, крупного и крупнейшего бизнеса, оборонно-промышленного комплекса и органов государственной власти. Кредитный портфель Северо-Западного банка имеет устойчивую тенденцию к росту: в течение года прирост ссудной задолженности составил порядка 15%, количество клиентов крупного и среднего бизнеса увеличилось на 650.
В начале года у нас была задача изменить соотношение в кредитном портфеле, где крупнейший бизнес занимал более 40%. Сейчас в структуре портфеля банка 28% – это крупный бизнес, 31% – крупнейший, 27% – средний и малый – порядка 14%.
Охват рынка Сбербанком, который мы оцениваем на территории северо-западного региона: 75% – крупный и крупнейший бизнес, средний – порядка 50% и малый бизнес порядка 25%, начинали же мы в прошлом году с 18%. При этом основная задача корпоративного блока согласно стратегии развития Сбербанка до 2014 года – это увеличение доли участия в малом бизнесе. По этому сегменту мы планируем интенсивную стратегию роста.
– Какие шаги вы предпринимаете для увеличения объемов кредитования малого бизнеса?
– У банка порядка 65 тыс. корпоративных клиентов, около 95% из них – это представители малого бизнеса. Общий кредитный портфель субъектов малого предпринимательства сегодня составляет порядка 27,5 млрд рублей. Мы испытываем жесткую конкуренцию в этом сегменте, так как одними из последних вышли на рынок, но надеемся, что вошли громко и надолго.
Сейчас Сбербанк предлагает порядка 13 специализированных кредитных продуктов для малого бизнеса, которые, на наш взгляд, отражают полный спектр потребностей клиентов представителей малого бизнеса. Сроки по кредитованию достигают 10 лет.
Мы активно развиваем инфраструктуру. За год Северо-Западный банк открыл четыре специализированных офиса по работе с малым бизнесом. Так называемые Центры развития бизнеса появились в Санкт-Петербурге, Пскове, Петрозаводске и Калининграде. Все они нового формата с абсолютно замкнутым циклом обслуживания клиентов, где предполагается предоставление полного пакета услуг за одно посещение.
– Как меняется работа с клиентами, что делается для уменьшения сроков обслуживания и рассмотрения заявок?
– Мы попытались максимально централизовать и максимально уменьшить логистику обслуживания клиентов. В этих офисах есть «завязка» на каналы банковского страхования продаж, мы также планируем там открыть еще консультационные классы для работы с финансовыми консультантами и с органами государственной власти по поддержке малого бизнеса.
– Предлагаются ли новые банковские продукты малому бизнесу?
– В декабре Сбербанк запустил инновационный продукт, которого ни у кого нет – кредитование малого бизнеса на этапе стартапа. На Северо-Западе программа «Бизнес Старт» работает в Петербурге и Мурманске. Ее суть заключается в том, что Сбербанк готов помочь клиенту начать свой бизнес с нуля. Проект призван решить две главные проблемы начинающего предпринимателя: где взять деньги и где получить знания. В рамках программы «Бизнес Старт» предпринимателям предложены брендовые франчайзинговые программы, проверенные временем. Например, клиент может открыть салон красоты, ресторан, магазин. Первоначально сумма кредита составляет до 3 млн рублей на срок порядка 3,5 лет. На наш взгляд, этот продукт будет весьма и весьма популярен.
Для корпоративных клиентов у нас начала действовать платформа «Сбербанк – бизнес он-лайн». Порядка 5,2 тыс. клиентов уже подключено к этой услуге. Это улучшенная и расширенная версия ранее действующей платформы. Для ее подключения надо один раз прийти в банк, а затем можно работать из любой точки мира по интернету.
Банк также ввел для корпоративных клиентов Единый договор банковского обслуживания. Договор можно заполнить в электронном виде на сайте банка. Он предусматривает работу как с депозитами, так и со счетами, векселями. Мы фактически уходим от работы с бумагой.
– Сохранится ли позитивная динамика развития в следующем году?
– Мы готовы декларировать, что следующий год будет продолжен в рамках агрессивной политики, мы перейдем от министерства сберегательного дела к инновационному Сбербанку. И самое пристальное внимание будет уделяться малому бизнесу. Будут также активно решаться вопросы, связанные с переформатированием филиальной сети банка.