Санкт-Петербург. 10 июля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Выставка японской керамики от прославленных мастеров 16 поколений династии Раку открылась в Государственном Эрмитаже в пятницу.
Как передал корреспондент "Интерфакса", выставка "Керамика Раку: космос в чайной чашке. Выставка из японских собраний" заработала в манеже Малого Эрмитажа. Экспозиция включила в себя экспонаты, которые имеют статус национального культурного достояния и важного художественного объекта Японии.
"Это замечательная выставка для знатоков и ценителей, так как здесь представлено по-настоящему национальное достояние Японии. Эта выставка посвящена замечательной керамической традиции Раку от самого ее начала до сегодняшнего периода", - отметил генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии экспозиции.
Выставка строится вокруг работ прославленных мастеров династии Раку, которые занимались керамикой на протяжении 16 поколений. Впервые в России представлены произведения искусства работы Тедзиро - основателя династии Раку. Также в Эрмитаже можно увидеть произведения его наследников, включая работающих в настоящее время Китидзаэмона 15-го и Раку Ацундо, который станет 16-м главой Дома Раку.
"Произведения мастерских Раку - одно из самых ярких явлений в японской керамике XVI-XX веков. Первоначально связанная с чайной церемонией, она, благодаря своему художественному своеобразию и тесным связям с философией, этикой и эстетикой чайного ритуала, завоевала широкое признание в Японии и значительно повлияла на развитие декоративно-прикладного искусства", - говорится в сообщении пресс-службы Эрмитажа.
Гончар Тедзиро стал главной фигурой в формировании стиля керамики чайной церемонии Сэн Рикю, он заложил основы современного гончарного искусства Раку. "До появления в мире чайной церемонии Сэн Рикю, в сознании японцев чаепитие не ассоциировалась исключительно с японскими керамическими чашками (ценились как китайские чашки карамоно, так и корейские чашки корайдзяван), однако Сэн Рикю отверг китайские и корейские чашки как чуждые духу чайного действа", - отмечается в пресс-релизе.
Секреты искусства гончаров Раку держались в тайне и сохранились до наших дней, переходя от отца к сыну, причем сын мог быть и не родным. Мастера используют ручную формовку глины, а не гончарный круг, что позволяет создавать каждый предмет уникальным, с ассиметричным контуром и неравномерной толщиной стенок.
Выставка организована Эрмитажем, Музеем Раку и Японским фондом совместно с посольством Японии в России, генеральным консульством Японии в Петербурге при содействии Национального музея современного искусства Киото.
***
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга