Мурманск. 5 марта. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Электронный аукцион госкорпорации "Росатом" на выбор подрядчика для утилизации парогенераторной установки (ПГУ) атомного ледокола "Арктика" признан несостоявшимся, следует из материалов сайта госзакупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 923 млн 866 тыс. рублей.
Заявки подали две компании, но к участию в аукционе было допущено только АО "Центр судоремонта "Звездочка" (входит в "Объединенную судостроительную корпорацию", Северодвинск), при этом название второго участника не раскрывается. Предложение "Звездочки" составило 919 млн 247 тыс. рублей.
По результатам рассмотрения второй части заявки аукционная комиссия "Росатома" приняла решение, что заявка "ЦС "Звездочка" не соответствует заявленным требованиям.
Как сообщалось, подрядчик должен будет выполнить работы по подготовке к выгрузке установки, подготовить и перегнать ледокол к месту проведения работ по утилизации, изготовить блок-упаковки, демонтировать реакторы и радиационно-опасное оборудование, разместить блок-упаковки в пункте долговременного хранения реакторных отсеков "Сайда" (Мурманская область). Все работы, разделенные на восемь этапов, должны быть выполнены до 30 ноября 2019 года.
После этого судно будет выведено из категории "радиационный источник" и передано ФГУП "Атомфлот". При этом дальнейшая судьба судна пока неизвестна.
По словам председателя полярной комиссии Русского географического общества Виктора Боярского, ранее возглавлявшего Российский государственный музей Арктики и Антарктики, научное сообщество по-прежнему рассчитывает на музеефикацию ледокола.
В ноябре 2016 года первый замдиректора и главный инженер "Атомфлота" Мустафа Кашка, в прошлом более 10 лет ходивший в море на "Арктике", сообщил журналистам, что предприятие надеется сохранить ледокол в качестве музея, но не сможет взять его на свой баланс, так как уже содержит атомный ледокол-музей "Ленин" и ежегодно выделяет на него 50-60 млн рублей.
При этом М.Кашка выражал надежду, что если ледокол оставят в качестве музея, "Атомфлот" выполнит работы по его сохранению.
Атомный ледокол "Арктика" - головной ледокол второго поколения. Он был построен на "Балтийском заводе" в Санкт-Петербурге и сдан в эксплуатацию в 1975 году. Длина атомохода составляет 148 м, ширина - 30 м, дедвейт - 23 тыс. тонн. Пропульсивная мощность - 54 МВт.
В 1977 году "Арктика" стала первым атомным ледоколов, достигшим Северного полюса. В 1983 году ледокол участвовал в масштабной спасательной операции в восточном секторе Арктики и вызволил из ледяного плена караваны судов с грузами для Северного завоза. По данным из открытых источников, бедствие терпело 57 судов, удалось спасти все, за исключением затонувшего теплохода "Нина Сагайдак". В 2005 году атомный ледокол "Арктика" установил рекорд, пройдя миллионную милю со дня ввода в строй.
С 2011 года судно выведено в холодный отстой.