Санкт-Петербург. 11 января. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В петербургском особняке Румянцева в субботу состоится презентация проекта "Портреты ленинградцев в дневниках", сообщает пресс-служба Музея истории Петербурга.
Петербуржцам будут представлены книги о ленинградской блокаде "Ленинградцы. Блокада из первых уст. Блокадные дневники из фондов Государственного музея обороны и блокады Ленинграда", "Записки оставшейся в живых. Блокадные дневники Татьяны Великотной, Веры Берхман, Ирины Зеленской", "Война: эффект присутствия. В фотореконструкциях Сергея Ларенкова".
В первую книгу включены блокадные дневники ленинградцев: мальчика-пожарного; главного инженера одной из ленинградских ГЭС, отвечавших за подачу электроэнергии в город; заведующей райздравотделом Кировского района; цензора, записывавшего в свой дневник циркулировавшие по городу слухи и фразы из писем; лектора политотдела одной из армий; сотрудника комендатуры; преподавателя ремесленного училища, который ведет свой дневник вместе с маленьким сыном.
Открывают книгу воспоминания женщины, которая встретила 22 июня 1941 года свое тринадцатилетие. В этой книге представлен бесценный материал как для поколений, которые знают о блокаде только понаслышке, так и для исследователей блокады.
В "Записках" собраны блокадные дневники трех женщин, петербурженок-ленинградок, в чью жизнь вторглись две мировые войны: Ирины Зеленской и сестер Татьяны Великотной и Веры Берхман. На Первой мировой они служили сестрами милосердия. На Второй - оказались в аду Ленинградской блокады.
"Эта книга о том, что ленинградская блокада не только "смертное время", когда погибало от истощения по несколько тысяч человек в день. Для героинь этой книги блокада оказалась временем "приневоливать волю к добру", временем истовой работы совести, боязнью "провалить экзамен голода", временем "для победы над своей голодающей психикой", - говорится в сообщении.
Альбом фотоколлажей С.Ларенкова, в которых с точностью до сантиметра совмещены кадры, запечатлевшие Ленинград в годы блокады, и фотографии современного Петербурга, сделанные в том же месте и с той же точки. Благодаря этому, автор сумел достичь эффекта пространственно-временного соединения прошлого и настоящего.