Санкт-Петербург. 25 февраля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРР-ЗАПАД - Эрмитаж представил журналистам во вторник новую систему маркировки музейных предметов.
"Мы живем в мире не совсем музейном, в котором и подделывают, и в котором говорят, что вечно что-то пропадает. Маркировка делается для того, чтобы нам было легче общаться с этим миром. В области маркировки у нас не все как надо, новая система понадобится не только для музейных предметов", - рассказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
По словам главного инженера музея Алексея Богданова, разработано шесть видов маркировки для холста, дерева, бумаги, стекла, фарфора и керамики, а также методики нанесения, выявления составов и соответствующие приборы, распознающие маркировку при помощи звука и ультрафиолета.
"На сегодня результат такой: более 50 лет сохраняемости маркировки. Это можно применять на таможне, в Интерполе. Маркировка проводится в музее, экспонаты не надо перемещать в лаборатории. Используется очень малое количество вещества, под микроскопом это точка, можно сравнить с частицей пыли, например. Даже если предмет сгорит, его можно идентифицировать по пеплу", - отметил А.Богданов.
Он добавил, что маркировка наносится бесцветными фломастерами и карандашами. Для тех предметов, к которым нельзя прикасаться, разработана система нанесения знаков при помощи тумана, который мгновенно высыхает, попадая на экспонат.
"Система маркировки попала в государственную целевую программу. В 2012 году было выделено 10 миллионов рублей, в 2013 - 20, в 2014 - 30. Это очень небольшие средства. Один предмет маркируется в течение 15 секунд, стоит это 30 рублей. Можно сделать до 100 тысяч маркировок и расширть эту систему на все музем страны", - подчеркнул главный инженер.
Технология маркировки разработана Центральным научно-исследовательским институтом Министерства обороны РФ. Химический состав маркировки безвреден по отношению к человеку, безопасен для музейных предметов. Он уникален и защищен от подделки и фальсификации.
Начиная с 2008 года Эрмитаж в тестовом режиме применяет разработанную технологию на музейных экспонатах, направлявшихся на выставки. В настоящее время у музея нет планов маркировать все предметы.