Северо-Запад / Новости 15 декабря 2014 г. 20:03

"Газпром" к 2018г планирует увеличить долю локализации АГНКС до 80-90%, остальные крупные игроки планы не раскрывают

Санкт-Петербург. 15 декабря. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - ООО "Газпром газомоторное топливо" (определено единым оператором по развитию рынка газомоторного топлива в РФ) до конца 2017 года планирует довести уровень локализации оборудования автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) до 80-90%, сообщили "Интерфаксу" в компании.

Предполагается, что до конца 2015 года на производственных мощностях отечественных предприятий будет налажена узловая сборка оборудования АГНКС из иностранных комплектующих, а к концу 2016 года уровень локализации технологий должен достигнуть 50%.

"Компания "Газпром газомоторное топливо" инициировала ряд совещаний, в которых приняли участие директоры ведущих отечественных компаний - производителей оборудования для инфраструктуры хранения, производства и использования компримированного природного газа (КПГ) и сжиженного природного газа (СПГ). По итогам встреч было принято решение усилить взаимодействие и разработать механизмы организации совместной работы", - отметили в компании.

Актуальный уровень локализации, а также названия существующих и потенциальных поставщиков оборудования для строительства газомоторных заправок в "Газпром газомоторное топливо" не уточнили. В настоящее время у компании подписаны соглашения о взаимодействии с 24 российскими и иностранными производителями и поставщиками газомоторных транспортных средств.

На данный момент "Газпром" реализует проекты строительства 41 АГНКС в дополнение к существующим в стране 251 (в том числе - 206 у "Газпрома"). Также ведется работа по размещению модулей КПГ на действующих автозаправочных станциях "Газпром нефти", "Газпром газэнергосети", "ЛУКОЙЛа" и "Татнефти".

Между тем, в "ЛУКОЙЛе" и "Татнефти" комментировать вопросы локализации оборудования для АГНКС отказались.

Представители "Роснефти" также воздержались от комментариев относительно локализации оборудования для своих АГНКС, однако в мае текущего компания и аргентинский производитель блочно-модульных решений для производства и транспортировки компримированного и сжиженного природного газа GNC Galileo S.A подписали соглашение о сотрудничестве. Документ предусматривает организацию взаимодействия, направленного на развитие использования в России природного газа в качестве моторного топлива. Кроме того, в настоящее время "Роснефть" создает специализированную компанию "Роснефть - Газомоторные проекты" для строительства сети газозаправочных станций.

По оценке принципала и члена правления российского офиса Roland Berger Strategy Consultants Эдуарда Черкина, средний процент локализации современных российских АГНКС не превышает 15-20%. "Весьма вероятно, что при строительстве таких станций только базовые материалы используются национального происхождения, а механика, гидравлика и вся электроника, скорее всего, иностранные", - отметил он.

По его словам, нет необходимости предоставления специализированной господдержки только для производства комплектующих для АГНКС: "необходима системная программа реструктуризации машиностроения, через создание рыночных механизмов привлечения инвестиций в отрасль".

Э.Черкин отметил, что сложности для локализации подобного оборудования типичны для российского машиностроения: отсутствие технологических навыков и компетенций, историческое недофинансирование НИОКРа, отсутствия доступа к дешевому финансированию, ограниченность квалифицированных трудовых ресурсов. "Кроме того, растущие затраты на энергию и высокий уровень интеграции в убыточные производства (литье, штамповка) негативно сказываются на рентабельность производства, а следовательно и на инвестиционную привлекательность отрасли. В дополнении к этому, происходящее обесценение рубля сильно ограничит возможности технологического переоснащения производств импортными станками", - добавил эксперт.

Он подчеркнул, что в среднесрочной перспективе в случае создания достаточной заправочной инфраструктуры и достижения определенного критического уровня, возможно повышение доли газового топлива, особенно, в корпоративном и муниципальном парке, так как оно более экологично, и стоит относительно недорого. Определяющее значение в данном случае, отметил Э.Черкин, будет последовательная и эффективная государственная политика, направленная как на развитие заправочной сети, обновление парка, так и на налоговое стимулирование потребление газа по сравнению с дизельным топливом.

В долгосрочной перспективе, по мнению эксперта, автомобильный транспорт будет переходить к модели нулевого выброса, "однако это вопрос времени для масштабирования технологий и скорости адаптации таких технологий в массовом рынке в России".

Большинство других экспертов отрасли, опрошенных "Интерфаксом", оценить долю и перспективы локализации оборудования для АГНКС в РФ затруднились.

Как сообщалось, ранее правительство РФ рекомендовало регионам довести долю использования газомоторного топлива в муниципальном общественном транспорте до 50% к 2020 году.

Отечественный парк газобаллонных автомобилей в настоящее время насчитывает порядка 105 тыс. единиц. Ожидается, что по итогам 2014 года в России будет продано более 3 тыс. газобаллонных автомобилей, что в шесть раз больше, чем в 2012 году.

В ноябре премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о распределении в 2014 году субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе. Подписанным распоряжением предусмотренные бюджетом 2014 года 3,77 млрд рублей распределены между бюджетами 29 субъектов РФ.