Северо-Запад / Новости 29 марта 2017 г. 18:35

Использование СПГ в Арктике исключило бы аварийные разливы топлива - WWF

Архангельск. 29 марта. ИНТЕРФАКС - Использование сжиженного природного газа (СПГ) в качестве бункерного топлива в российской Арктике исключило бы аварийные разливы топлива, риск которых особенно велик для экологии региона, считает руководитель программы WWF России по экологической политике ТЭК Алексей Книжников.

"Переход на использование СПГ в качестве бункерного топлива позволит снять острейшую экологическую угрозу Арктике - исключит саму возможность аварийных разливов судового остаточного топлива, особо опасных при наличии ледового покрова", - заявил в среду "Интерфаксу" А.Книжников, принимающий участие в Арктическом форуме в Архпнгельске.

По оценке эксперта, применение этих технологий было бы полезным в условиях российской Арктики.

"В мире нет проверенной на практике техники и технологий ликвидации крупных (сотни тонн и более) разливов сырой нефти и судового остаточного топлива в ледовых условиях. Это уникальный шанс для полярных акваторий, где ликвидация аварийных разливов осложнена условиями низких температур, сильных ветров, отсутствием инфраструктуры, - сказал А.Книжников.

Он отметил, что интерес к переходу на СПГ повысился после того, как Международная морская организация (ИМО) в 2016 году строго ограничила выбросы загрязняющих веществ при использовании судового топлива для Северной Америки, части акваторий Европы и Китая.

"Соблюдение этого и последующих ограничений также может быть обеспечено за счет перевода судов на сжиженный природный газ. Замещение мазута на газ уже дает значительные экологические эффекты с точки зрения снижения выбросов в атмосферу. Однако масштаб этого эффекта долго не воспринимался обществом из-за удаленности источников выбросов и отсутствия отчетности об их объемах", - считает эксперт.

При этом приоритетное значение приобретает уровень экологической ответственности компаний, занимающихся перевозкой топлива, отмечает А.Книжников.

"Доступ к работе в Арктике надо обусловить подтверждением экологической ответственности компаний, первым шагом которой является раскрытие экологической отчетности. WWF России поддержал Обращение Раскрой отчетность в Год Экологии!, которое развивает соответствующее поручение Президента России, данное по итогам Госсовета от 26.12.2016 г. и поддержанное в РСПП", - сказал он.

По мнению А.Книжникова, в настоящее время самый подходящий момент, чтобы обратить внимание общественности на меры по экологически безопасному использованию СПГ.

"В Год Экологии складываются особо благоприятные условия для привлечения общественного внимания к практическим шагам по расширению использования СПГ как судового топлива. Строительство в Финляндии при активном участии "Газпрома" ледокола на СПГ "Поларис" должно стать примером технологических решений, обеспечивающих экологическую безопасность арктического судоходства и развития Арктики", - сказал А.Книжников.

"Целая группа проектов производства СПГ на Балтике, а также Печора-СПГ и Арктик-СПГ позволяют не только изменить роль России на мировом рынке нового типа топлива, но и фактически создадут транспортный коридор между Европой и Азией, на котором суда могут использовать для бункеровки только СПГ", - отмечает эксперт.