Санкт-Петербург. 3 апреля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Конституционный суд отказал в рассмотрении жалобы политика и блогера Алексея Навального на ограничение прав граждан при проверке сообщений о преступлении, однако высказал свою правовую позицию по вопросу.
Соответствующее определение опубликовано в четверг на официальном сайте КС РФ. А.Навальный и глава кировского отделения незарегистрированной партии "Народный альянс" Виталий Брамм обращались в КС РФ с жалобой на ограничение прав граждан при проверке сообщений о преступлении.
Поводом послужили осмотр и изъятие документов и листовок "За Навального" в помещении штаба политика в Кирове в мае 2013 года. Основанием для действий полиции послужили сообщения (телефонные звонки и письменные заявления граждан) в органы МВД об изготовлении, хранении и распространении в разных районах города Кирова печатной продукции экстремистского содержания.
Заявители считают, что должностные лица наделены слишком широким кругом полномочий, которые позволяют им при проверке сообщения о преступлении ограничивать права других лиц "путем проведения осмотров и изъятия предметов и документов".
КС РФ отказал в рассмотрении жалобы, не найдя нарушений конституционных прав человека, однако высказал свою правовую позицию относительно практики применения положений УПК РФ, прописывающих порядок рассмотрения сообщений о преступлении и основания производства осмотра.
КС РФ подчеркнул, что поступившее в правоохранительные органы сообщение (в том числе, анонимное) о возможном совершении преступления или его подготовке должно быть зарегистрировано и проверено в доследственном (до возбуждения уголовного дела) порядке. Если в ходе такой проверки будут обнаружены материалы, свидетельствующие о признаках преступления и в перспективе имеющие значение для уголовного дела, должностное лицо вправе составить соответствующий рапорт и указанные материалы изъять, чтобы они не были утрачены или уничтожены.
"Закрепленные" таким образом улики (например, оружие, наркотики, неясного происхождения деньги и ценности, одежда со следами крови, экстремистская литература) впоследствии могут стать основанием для возбуждения уголовного дела.
Суд отметил, что конституционные права граждан могут считаться нарушенными только в том случае, если осмотр и изъятие каких-либо предметов и документов в доследственном порядке производились без оформленного должным образом сообщения о преступлении.