Муниципалитеты вправе оспаривать решения об оценке не принадлежащих им, но затрагивающих их интересы земель - КС РФ

Санкт-Петербург. 5 июля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Конституционный суд РФ признал норму закона об оценочной деятельности не соответствующей Конституции в той мере, в которой она не позволяет муниципалитетам обосновывать свою позицию перед оценочными комиссиями.

Постановление КС РФ провозглашено на заседании во вторник. Согласно материалам пресс-службы суда, КС РФ не нашел противоречий Конституции в общем правиле, которое призвано сбалансировать интересы публичных властей и налогоплательщиков.

"Если бы муниципальное образование имело возможность оспаривать любое решение по определению кадастровой стоимости в размере рыночной, это соотношение было бы нарушено. В качестве общего правила, гарантирующего интересы граждан и юридических лиц, спорное положение не противоречит Конституции", - отмечается в материалах.

В то же время, подчеркнул суд, значительное снижение кадастровой стоимости земельного участка может существенно повлиять на размер налоговых доходов местного бюджета. Соответствующее решение комиссии, принятое по инициативе налогоплательщика, затрагивает права и законные интересы муниципальных образований. При этом спорная норма не позволяет муниципалитету оспорить решение комиссии в суде.

КС РФ постановил, что в этой мере оспоренная норма не соответствует Конституции.

Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения.

Как сообщалось, поводом для рассмотрения дела послужила жалоба администрации муниципального образования города Братска, которая касалась проверки ч.1 ст. 24 п.18 федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Одним из источников доходов муниципального бюджета являются поступления от земельного налога. База этого платежа рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости участка. По заявлению собственника участка она может быть пересмотрена комиссией по разрешению соответствующих споров. Решение о стоимости земельного участка, на котором расположен лесопромышленный комбинат, по обращению администрации Братска стало предметом судебного спора.

Комиссия установила рыночную цену участка, что повлекло пересмотр его прежней кадастровой стоимости (свыше 7 млрд рублей). Стоимость, установленная по результатам оценки и решению комиссии, оказалась почти в 15 раз ниже прежнего значения. Иркутский областной суд в первой инстанции удовлетворил иск муниципалитета, но его решение отменила апелляционная инстанция.

В апелляционной инстанции, опираясь на оспоренные нормы, посчитали, что администрация Братска не может оспаривать решение комиссии, поскольку участок не является муниципальной собственностью.