Мурманск. 10 октября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - ПАО "Мурманское морское пароходство" (ММП) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к министерству транспорта и дорожного хозяйства региона, следует из картотеки суда.
Сумма исковых требований составляет 25 млн 786 тыс. рублей. Суть исковых требований не раскрывается, но 20 сентября ММП уже обращалось с иском на аналогичную сумму к минтрансу Мурманской области. В определении Арбитражного суда от 27 сентября о возвращении искового заявления говорится, что 25,7 млн рублей представляют собой задолженность "по субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа".
Иск был возвращен ММП, поскольку истец не предоставил суду доказательств принятых мер досудебного урегулирования конфликта.
До июля текущего года ММП исполняло договор с минтрансом Мурманской области по перевозке пассажиров на теплоходе "Клавдия Еланская" из Мурманска в труднодоступное ЗАТО Островной (бывшая база подводных сил Гремиха на побережье Баренцева моря). Помимо Островного "Клавдия Еланская" также заходит в труднодоступные села Терского и Ловозерского района Чаваньга, Чапома, Тетрино, Пялица и Сосновка.
9 июля ММП передало теплоход в управление ОАО "Северное морское пароходство" (СМП, Архангельск, более 56% принадлежит ММП) на условии бербоут-чартера. В пресс-службе правительства Мурманской области тогда сообщали, что передача теплохода связана со сложной финансовой ситуацией ММП.
ЗАТО Островной находится в 360 км от Мурманска на побережье Баренцева моря рядом с Йоканьгскими островами и полуостровом Святой Нос. В ЗАТО проживают более 2 тыс. человек. Автомобильное и железнодорожное сообщение между ЗАТО и другими муниципалитетами области отсутствует. Островной с "большой землей" связывает только пароходное сообщение дважды в неделю при благоприятных метеоусловиях.
В настоящее время Арбитражный суд Мурманской области рассматривает дело о банкротстве ММП, список заявителей насчитывает 22 юридических лица.
ММП испытывает трудности с финансированием с тех пор, как в 2018 году в портах разных стран были арестованы несколько его судов. У компании были проблемы с задолженностью по заработной плате. Как сообщал в интервью "Интерфаксу" в июле руководитель следственного управления СКР по Мурманской области Андрей Ефремов, сумма задолженности достигла 50 млн рублей перед сотней сотрудников.
В начале 2019 года на аукционах в США и Великобритании были проданы теплоход "Поморье" и сухогруз "Кузьма Минин". 15 февраля пароходство продало за 150 млн рублей танкер "Варзуга". Летом на аукционе в Литве за 5 млн евро было продано судно "Иван Лопатин". Кроме того, в декабре прошлого года руководство ММП приняло решение о прекращении деятельности базы отдыха "Арктика", в марте этого года - обособленного подразделения ММП в Архангельске "БЭРНК".
По данным Российского профсоюза моряков, в июне и июле текущего года ММП продало балкеры "Виктор Ткачев" и "Петр Великий" после их стоянки в порту Абиджан (Кот-д'Ивуар) с августа 2018 года и в порту Шаньхайгуань (Китай) с февраля 2018 года соответственно. В профсоюзе не исключают, что также на продажу будут выставлены суда "Заполярье", "Северная земля", стоящие в Испании, и "Хатанга" - в Польше.
ММП обеспечивает основную долю грузоперевозок под российским флагом в российском секторе Арктики. По данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", 29,99% акций компании владеет Николай Куликов, еще 57,66% - принадлежащее ему ООО "Арктические технологии" (Москва). Пакет в 0,91% - у АО "Трест "Мурманскморстрой" (Мурманск), 0,0025% - у экс-гендиректора ММП Александра Брынцева.