Мурманск. 6 февраля. ИНТЕРФАКС - ОАО "Мурманское морское пароходство" (ММП) через суд добилось взыскания с ООО "Арктическая горная компания" (структура УК "ВостокУголь") $13,4 млн.
Как отмечается в материалах картотеки арбитражных дел, ММП и "Арктическая горная компания" подали встречные иски по договору о морских перевозках, заключенному в 2015 году. Иски рассматривал Арбитражный суд Мурманской области.
"Арктическая горная компания" рассчитывала в судебном порядке расторгнуть договор о морской перевозке грузов и взыскать с ММП не отработанный аванс и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 388,1 млн рублей. Во встречном иске ММП требовало взыскать с "Арктической горной компании" $294,4 млн.
"Арктическая горная компания" обратилась в суд в декабре 2016 года. В иске компания утверждала, что ММП не соблюдало требования договора. В частности, пароходство нарушало условия о своевременной подаче морских судов в установленные сроки и согласованном месте погрузки.
В свою очередь ММП было намерено взыскать половину фрахта за перевозку всего груза по пятилетнему договору, согласно требованиям Кодекса торгового мореплавания РФ, - $294,4 млн. В суде ММП заявило, что фрахтователь сорвал график авансов и аванс в сумме $6,1 млн был выплачен с просрочкой, а с февраля 2016 года график платежей вообще не исполняется. Пароходство также заявило, что, несмотря на действующий договор, "Арктическая горная компания" с октября 2016 года перевозит уголь "судами третьих лиц".
Суд установил, что согласно договору, "Арктическая горная компания" зафрахтовала на 2016-2020 годы теплоходы ММП для перевозки добытого на Таймыре угля из Диксона в Мурманск. Его положениями был предусмотрен минимальный объем перевозок: в 2016 году - 1 млн тонн, в 2017 - 2 млн тонн, в 2018 году - 3 млн тонн, в 2019 году - 4 млн тонн и в 2020 году - 5 млн тонн. Ставка составляла $40 за 1 тонну груза.
Фактически в летнюю навигацию 2016 года "Арктическая горная компания" представила под перевозку только 21 тыс. тонн из запланированных 600 тыс. тонн. При этом фрахтователь предложил ММП снизить ставку до $24,56 за 1 тонну груза.
В сентябре 2016 года "Арктическая горная компания" направила в ММП соглашение о расторжении договора, а затем аналогичное требование. Основанием стало изменение обстоятельств, при которых заключался договор. "Фактическая мощность пластов залежей каменного угля ниже прогнозируемой, аннулирование лицензий на добычу угля, геологическое изучение и добыча проб только на одном лицензионном участке, сокращение в несколько раз добываемой угольной пробы, подлежащей перевозке по договору", - говорится в материалах суда.
При таких условиях в "Арктической горной компании" сделку посчитали экономически нецелесообразной и предложили ММП вернуть аванс за вычетом выполненных работ. Аванс составил 428 млн рублей, фактически были выполнены работы на 67,9 млн рублей.
В материалах суда подчеркивается, что затем в ходе судебного процесса "Арктическая горная компания" неоднократно меняла основания для расторжения договора. В частности, выдвигало обвинения в нарушениях условий договора со стороны ММП, но это не нашло своего подтверждения. В связи с этим суд сделал вывод о "недобросовестном процессуальном поведении истца".
В сентябре 2017 года суд принял решение отказать "Арктической горной компании" в удовлетворении иска. При этом требования "Мурманского морского пароходства" удовлетворены частично: с "Арктической горной компании" с учетом расчетов фрахта за 2016 год и уже выплаченной предоплаты в пользу ММП взыскано $13,4 млн.
В октябре дополнительным решением суд установил факт одностороннего отказа "Артической горной компании" от исполнения договора с ММП.
2 февраля 2018 года Тринадцатый арбитражный суд рассмотрел апелляцию "Арктической горной компании" и оставил решение Арбитражного суда Мурманской области в силе.
УК "ВостокУголь" принадлежит владельцу группы Alltech Дмитрию Босову и Александру Исаеву. Компания добывает уголь на Кийзасском разрезе в Кемерово, а также в Новосибирской области на разрезе "Восточный". "ВостокУголь" также проводит геологоразведочные работы на трех разрабатываемых и 28 перспективных участках недр в Арктике и на Дальнем Востоке. Подконтрольная "ВостокУглю" "Арктическая горная компания" добывает антрацит на Таймырском полуострове. Компания участвует в строительстве железной дороги и причально-погрузочных комплексов для осуществления перевозок продукции по Северному морскому пути.
ММП занимается грузоперевозками под российским флагом в российском секторе Арктики. Выполняет до 80% грузоперевозок на трассах Северного морского пути. Основными направлениями деятельности являются: морские перевозки грузов и пассажиров на международном и внутреннем направлениях, рейдовая перевалка и накопление нефтепродуктов, услуги плавкранов.