Северо-Запад / Новости 21 июня 2014 г. 15:36

Новгородские водолазы к 70-летию Победы поднимут со дна Мсты раритетный грузовик времен войны

Великий Новгород. 21 июня. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Новгородские водолазы к 70-й годовщине победы в Великой Отечественной войне поднимут со дна реки Мста раритетный грузовик времен Великой Отечественной войны.

Такое поручение дал им губернатор Новгородской области Сергей Митин на заседании областного правительства. Митин распорядился "поднять грузовик и показать его новгородцам".

Представитель Новгородской федерации подводной деятельности, которая обнаружила раритет во Мсте, отметил высокую техническую сложность таких работ. По его словам, для того, чтобы достать ветхий грузовик со дна и не разрушить его при подъеме, необходим плавучий кран.

"Уровень воды во Мсте сейчас рекордно низкий. Кран просто не сможет подойти к месту, где находится машина. Так что придется ждать подъема воды. Это может произойти либо с осенними дождями, либо зимой. Но зимой из-за льда возникнут дополнительные проблемы с использованием крана", - отмечтил он.

Еще одной проблемой, по оценке эксперта, может стать транспортировка грузовика после его подъема, так как к месту его расположения "вообще нет никаких дорог, даже проселков". Кроме того, водолазом предется уделять особое внимание обеспечению безопасности работ. "Кузов грузовика заполнен 120-миллиметровыми минами, которые необходимо как-то обезвредить", - отмечают в федерации.

Водолазы обнаружили грузовик на дне Мсты в 2013 году неподалеку от впадения реки в озеро Ильмень. Предположительно, это - раритетный ныне АМО-2. Такие автомобили в 1930-1931 годах выпускались в Москве. Исследователи полагают, что машина могла провалиться под лед во время операции по освобождению Великого Новгорода от войск вермахта в январе 1944 года.

Грузовик, вероятно, вез на передовую минометный расчет. В кузове находились также полный боекомплект и несколько красноармейцев. Исследователи считают, что красноармейцы успели выпрыгнуть из кузова проваливавшегося под лед грузовика. Шоферу спастись не удалось. В кабине АМО-2 находятся его кости и телогрейка. Ученые надеются найти в телогрейке красноармейскую книжку или другие документы, которые позволят определить принадлежность грузовика к конкретной воинской части.

После обнаружения водолазы больше года не поднимали грузовик со дна. Они считали, что заранее, перед подъемом машины необходимо определить ее дальнейшую судьбу - в частности, найти немалые средства на реставрацию грузовика, организацию, которая возьмется его восстановить, и музей, который примет раритет в экспозицию после реставрации. Эти вопросы остаются нерешенными до сих пор.