Санкт-Петербург. 17 мая. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В Синей спальне Зимнего дворца в пятницу открывается выставка, посвященная искусству глиптики, сообщает пресс-служба Эрмитажа.
Глиптика - искусство резьбы на миниатюрных полудрагоценных и драгоценных камнях -принадлежит к числу наиболее древних.
В составе экспозиции около 200 произведений глиптики, ювелирного и камнерезного искусства из фондов музея.
"На примере экспонатов выставки можно увидеть разные периоды развития глиптики, и проследить преемственность традиций в этом виде искусства и в сопредельных с ним областях художественного творчества", - говорится в сообщении.
Петербуржцы увидят камни с углубленным изображением - инталии (от ит. intaglio - резьба), которые были известны уже в IV тыс. до н. э. и использовались как амулеты и личные печати. Рельефные камеи (от старофр. сamaieu - драгоценность) появились позже, в эллинистическом Египте. Камеи как драгоценные реликвии хранились в сокровищницах храмов и в домах знатных владельцев, украшали одежду, предметы культового и светского назначения.
Античная глиптика прошла многовековой путь развития. Самые ранние образцы, представленные на выставке, относят к IV-III тыс. до н. э. Они представляют собой инталии, служившие личными печатями. В античном мире инталии-печати просверливались насквозь и носились на шнурке, а также вставлялись в перстни или в печатки.
Одно из самых знаковых произведений древней глиптики - камея Гонзага (III в. до н. э.) - хранится в Эрмитаже. В сдвоенном портрете большинство современных исследователей видят правителей Египта Птолемея II Филадельфа и Арсиною II. Анонимный итальянский резчик XVII века - автор геммы "Александр Великий и Олимпиада", которую можно увидеть на выставке, не повторил камею Гонзага буквально, но создал вариацию на тему царственной пары.
В Италии эпохи Возрождения искусство глиптики было поднято на невероятный уровень: Среди представленных произведений камеи: "Рождество" (Северная Италия, ок. 1500); "Благовещение", (Италия, первая половина XV в.); "Суд Соломона" (Германия, первая половина XVI в.) и другие.
"Следующая пора повышенного интереса к глиптике пришлась на XVIII век. На выставке представлена инталия на аквамарине с изображением Екатерины Великой, исполненная придворным медальером К.Леберехтом (1755-1827). Царственная заказчица изображена в дорожном костюме, в котором она посетила Киев по пути в Крым в 1787 году", - говорится в сообщении.
В состав экспозиции также вошли произведения российских резчиков XIX столетия Доброхотова (1786 (?)-1831) - камейный портрет Суворова и Кузнецова (до 1789 - после 1850) - "Иисус Христос в терновом венце".
Элемент выставки - печати XVIII и XIX веков, представляющие значительный интерес с точки зрения камнерезного искусства и с точки зрения ювелирного дела. Большая часть экспонатов помещена в эффектные оправы: "Печать треугольная" (середина XVIII, Россия), вероятно, принадлежавшая императрице Елизавете Петровне; "Печать с ручкой в виде женской головы" (Западная Европа, середина XVIII в.); "Настольная печать Александра II" (Россия, после 1856).
"Современные мастера, отдавая должное великому прошлому резьбы по камню, ищут свой путь в этом виде художественного творчества. На выставке произведения современного камнерезного искусства вступают в диалог с историческими камеями и инталиями из собрания музея. Глиптика XX-XXI веков предстанет перед зрителем сквозь призму работ резчика Владимира Поповича", - отмечают в пресс-службе.
В состав экспозиции вошли геммы с изображениями античных мифов, библейских сюжетов, портретов исторических личностей, великих мыслителей, императоров, полководцев ("Диоген", 2010; "Александр Невский", 2015; "Портрет А. А. Ахматовой", 2004; "Портрет академика Д. С. Лихачева", 2005; "инталия "Камея Гонзага"", 2004 и другие).
На выставке также представлены произведения ювелирного искусства и мелкой каменной пластики с элементами резьбы как XVIII-XIX веков, так и ювелирные произведения, на которых специализируется дом "Тензо".