Санкт-Петербург. 10 октября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В выставочном центре "Эрмитаж-Казань" в среду открывается выставка "Искусство портрета", сообщает пресс-служба музея.
Экспозиция включает около 400 экспонатов из собрания Эрмитажа и представляет самые яркие страницы всемирной истории портрета.
Выставка разделена на четыре раздела: Допортретное искусство и искусство Древнего Египта (XX в. до н.э.- I в.н.э.); Искусство Античного мира и раннего Средневековья (VI в. до н.э. - X в.н.э.); Искусство Западной Европы, Востока и России Нового и Новейшего времени (XV- XXI вв.).
Принято считать, что портрет зародился в XXV веке до н.э. в Месопотамии и древнем Египте. Первоначально областью портрета была по преимуществу скульптура. Создание портретных изображений в Древнем Египте было обусловлено религиозными взглядами, верой в способность таких изображений порождать Двойника. Среди самых ранних портретов, представленных на выставке, статуя писца Маниамона.
В Древней Греции интерес к портретным формам проявился в разных видах искусства. Посетители выставки узнают, что одним из главных направлений портрета стали статуи выдающихся людей, которые в отличие от надгробий и статуй, посвященных в храм, предназначались не богам, а современникам и потомкам.
В отличие от возвышенных портретных образов Греции, римский скульптурный портрет поражает резким, порой чрезмерным натурализмом. Одним из самых знаменитых римских портретов в собрании Эрмитажа является портрет императора Филиппа Араба.
Типичным примером ренессансного портрета середины XVI столетия, представленного на выставке, является мужской портрет кисти Джулио Кампи, внимание которого сосредоточено на модели, в то время как окружающие предметы призваны лишь подчеркнуть статус изображенного.
Блестящими образцами портретной живописи Нового времени являются работы выставки выдающихся мастеров Антониса Ван Дейка и Якоба Йорданса. Ван Дейк был создателем "большого стиля" в парадном портрете, его аристократизм и виртуозная живописная манера оказали влияние на творчество английских портретистов.
"Живой человеческий характер и яркий социальный типаж буржуа доносят до нас произведения Йорданса, еще одного выдающегося представителя фламандской школы портрета", - отмечают в музее.
В искусстве Ирана, Японии и Китая портрет не просто существовал, но был самостоятельным и важным жанром, и в силу исторических обстоятельств на некоторых этапах был более оригинален, чем западноевропейский. Среди экспонатов выставки - Портрет Фатх-Али-шаха (Иран), Портрет императрицы (Китай) и гравюры "Умэгава и Тюбэй" (Из серии "Изображение спектаклей дзёрури...") и "Куртизанка Хитомото из чайного дома Даймондзия со служанкой" (Япония).
Последовательность развития русского портрета и новая концепция человечности оцениваются как значимый вклад во всеобщую историю искусства. На выставке можно увидеть произведения выдающихся мастеров жанра живописцев Ивана Никитина, Ивана Аргунова, Николая Ге, Ивана Крамского, Валентина Серова, Льва Бакста, скульптора Бориса Орловского и других.
Дополняют экспозицию фотографии и графика, монеты и медали, изделия западноевропейского прикладного искусства.
Современное искусство портрета представлено произведениями скульптуры, графики, а также фотографиями таких признанных мастеров, как Борис Смелов и Стив МакКарри.