Санкт-Петербург. 27 октября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - "Мегафон", МТС, "Вымпелком" и Tele2 планируют совместно построить 85 башен (антенно-мачтовые сооружения, АМС) для покрытия связью строящейся трассы М-11 Москва - Петербург, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Северо-Западного филиала "Мегафона".
"Всего в адресной программе совместного проекта 85 АМС, которые равномерно делятся на четырех операторов, каждый из которых обеспечивает размещение на АМС оборудования базовых станций (БС) остальных операторов. При этом часть позиций может располагаться на существующих и создаваемых объектах инфраструктуры ГК "Автодор" и сторонних организаций, в том числе башенных компаний", - сообщил представитель "Мегафона".
Он отметил, что программа возведения АМС должна завершиться к моменту окончания строительства М-11. "Сроки строительства АМС находятся в прямой зависимости от этапов проектирования и строительства М-11 - всего 8 этапов, до марта 2018 года включительно. В зависимости от хода строительства каждого из этапов адресная программа совместного проекта будет уточняться", - сказал собеседник.
Представитель пресс-службы региона "Запад" "Вымпелкома" подтвердил информацию о совместном строительстве операторами башен вдоль М-11.
Как отметил представитель пресс-службы МТС "Северо-Запад", компания в настоящий момент обсуждает "с другими операторами нюансы будущего совместного строительства АМС вдоль трассы М-11".
"Это не первый опыт операторов в подобного рода строительстве, совместная стройка довольно эффективна в местах с низкой плотностью населения", - добавили в МТС.
В пресс-службе макрорегиона "Северо-Запад" Tele2 "Интерфаксу" сообщили, что проекты по совместному использованию инфраструктуры мобильными операторами для обеспечения покрытия трассы М-11 "уже активно развиваются". "На сегодняшний день действует рабочая комиссия, в рамках которой операторы ведут тесное сотрудничество с Росавтодором. В первую очередь для улучшения покрытия рассматриваются уже существующие объекты", - пояснили в Tele2.
Источник "Интерфакса", знакомый с ходом реализации проекта, сообщил, что его бюджет пока не определен. "Операторы обсуждают детали, стоимость, распределяют участки, кто где будет строить свои сооружения и потом пускать на них остальных операторов", - сказал источник.
Исходя из текущей средней стоимости строительства одной башни в 5 млн рублей, общие затраты операторов на строительство АМС вдоль М-11 можно оценить в 425 млн рублей.
Планируется, что на начальном этапе развертывания сетей для покрытия М-11 операторы будут запускать оборудование 2G и 3G, при этом, по словам представителя "Мегафона", "обеспечивается возможность последующего запуска 4G там, где этот сервис будет востребован и экономически целесообразен".
"Основные требования Минкомсвязи к каждому из операторов "большой четверки" на М-11 - обеспечить голосовой сервис и сервис передачи данных на всей протяженности трассы", - уточнили в пресс-службе "Мегафона".
Комментируя возможность строительства АМС на М-11 специализированными компаниями, генеральный директор башенного оператора "Линк Девелопмент" Алексей Кузнецов сообщил "Интерфаксу", что его компания "берет на себя создание высотной инфраструктуры в черте Петербурга, в Ленинградской области, а также в Новгородской области на расстоянии 50 км от границы с Ленобластью".
"Мы действуем в соответствии с общими принципами разделения зон ответственности в проекте между инфрастрктурными операторами и операторами мобильной связи и обеспечиваем чуть больше трети всего объема на этом участке", - уточнил А.Кузнецов.
По его словам, в указанной зоне необходимо построить 14 АМС, при этом часть башен компания уже ввела в эксплуатацию, "в ближайшее время появятся еще 5 - вблизи населенных пунктов Ушаки, Стекольный, Строение, Войскорово, микрорайона Московская Славянка".
Говоря о наиболее распространенных формах совместного использования инфраструктуры операторами, А.Кузнецов на первое место поставил обмен башнями, далее следует совместное размещение БС на арендованных позициях, совместное использование антенно-фидерных систем, обмен темными волокнами ВОЛС.
Кроме того А.Кузнецов упомянул и совместное использование активной инфраструктуры RAN Sharing (здесь: использование общих БС - ИФ). В частности, по словам А.Кузнецова, МТС и "Вымпелком" взаимодействуют по RAN Sharing в Великом Новгороде, Пскове и Вологде.
"Операторы используют RAN Sharing только в низкодоходных и низкоконкурентных регионах. В Петербурге, Ленобласти, Москве, Московской области и в других крупных регионах RAN Sharing не применяется", - пояснил А.Кузнецов.
При этом гендиректору "Линк Девелопмент" не известно о планах других операторов совместно использовать БС.
А.Кузнецов констатировал, что на текущий момент наиболее развит операторский обмен пассивной инфраструктурой: он никогда не имел законодательных ограничений и не задействует активное оборудование, которое является более технологически сложным для обмена. "Но даже обмен пассивной инфраструктурой развит достаточно слабо", - подчеркнул он.
"Средний коэффициент обмена башнями у операторов составляет около 20%, то есть в среднем 1,2 оператора на башню. У нас, для примера, размещается в среднем больше 2,5 операторов на одной башне", - сказал А.Кузнецов.
Перспективы развития совместного использования инфраструктуры А.Кузнецов связывает со снижением рентабельности операторов. "Сейчас, когда выручка уже не растет, сокращение затрат становится значимым источником повышения эффективности", - отметил он.
"Линк Девелопмент" владеет башенной инфраструктурой на северо-западе страны - в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Пскове, Великом Новгороде и Вологде. Всего у компании порядка 300 вышек, на которых размещают оборудование операторы "большой тройки" и Tele2.
Трасса М-11 протяженностью в 669 км с числом полос от 4 до 10 строится в Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областях. Расчетная скорость движения составит 150 км в час. Ожидается, что интенсивность движения между мегаполисами по М-11 к 2030 году превысит 33 тыс. машин в сутки. Завершение строительства всей дороги ожидается в мае 2018 года.
26 ноября 2014 года "Автодор" уже открыл движение по участку новой трассы в обход Вышнего Волочка. Кроме того, 23 декабря 2014 года было открыто движение на головном участке магистрали, который позволил сократить время в пути между Москвой и аэропортом "Шереметьево" до 10 минут.