Петербургские ученые установили личности придворных короля Франциска I, изображенных в альбоме эпохи Ренессанса

Санкт-Петербург. 29 мая. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Историки Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) изучили альбом из фондов Российской национальной библиотеки с карандашными портретами придворных Франциска I и установили, кто на них изображен, сообщает пресс-служба вуза во вторник.

"Соотнести рисунки с реальными историческими личностями ученые пытались с XIX века, однако до сих пор сделать это не удавалось", - говорится в сообщении.

В альбом помещены изображения членов королевского двора с указанием имен и титулов. Но в средневековой Франции имена собственные писались иначе, поэтому в настоящее время, даже опираясь на подписи, сложно понять, кто изображен на рисунке.

Историки использовали метод изучения надписей, генеалогических древ персонажей двора и визуального сопоставления портретов сборника с другими рисунками того времени из коллекций музея Конде, Национальной библиотеки Франции, музея Эшмола и трех петербургских сборников из Эрмитажа.

Ученые выяснили, что на портретах в альбоме изображены Луиза Савойская, мать Франциска I, две супруги короля (Клод Французская и Элеонора Австрийская), Шарль де Коссе, граф де Бриссак, маршал Франции и фрейлины королевы Элеоноры.

"Трудности у специалистов вызвал лишь портрет пожилого мужчины, не снабженный никакими пометками. Изучив детали его костюма - четырехугольный черный биретто и кафтан с накидкой - ученые предположили, что на рисунке изображен канцлер Франции, возможно, это Гийом Пуайе", - отмечает пресс-служба.

В Средневековье не принято было изображать улыбающихся людей, и рукописная книга эпохи Ренессанса резко контрастирует с этим.

"Портреты во французском сборнике довольно "живые": на них пышущие здоровьем молодые люди в возрасте 20-25 лет, готовые вкусить все радости неоплатонизма", - цитирует пресс-служба кандидата исторических наук, доцента СПбГУ Владимира Шишкина.

Альбом с 39 портретами придворных Франциска I был создан в XVI веке по заказу французской короны и массово растиражирован. Карандашные рисунки принадлежат мастерам знаменитой школы изобразительного искусства Клуэ - лучшим придворным живописцам.