Северо-Запад / Новости 14 апреля 2016 г. 12:20

"Платон" стимулирует грузоотправителей использовать более дешевые и экологичные методы доставки грузов - Барщевский

*** Система призвана восстановить справедливость и не нарушает Конституции, считает полпред правительства в КС РФ

Санкт-Петербург. 14 апреля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Полномочный представитель правительства РФ в Конституционном суде Михаил Барщевский выступил за конституционность системы сбора взносов с большегрузных автомобилей "Платон", отметив, что она направлена на справедливое распределение расходов на ремонт дорог.

"Мне кажется, что когда человек на легковой машине ехал и платил за качество дороги столько же, сколько водитель большегруза, это было менее справедливо. Это (введение дополнительной платы за пользование дорогами большегрузами - ИФ) движение в правильном направлении", - сказал М.Барщевский в ходе заседания в КС РФ в четверг.

Он также привел в пример опыт европейских стран, в которых аналогичные сборы существуют уже на протяжении многих лет. По словам М.Барщевского, дополнительная плата, возлагаемая на грузоотправителей, стимулирует их искать более экономичные способы работы.

"Мы привыкли думать, что эта плата возложена на водителя. Конечно, нет. Она возлагается на грузоотправителя. У грузоотправителя есть свобода выбора: отправить большегрузами, "Газелями" или железной дорогой. Это стимулирует грузоотправителя использовать более дешевые, менее вредные методы доставки грузов до потребителей", - подчеркнул он.

"Мне кажется, что если отбросить эмоции и то нагнетание, которое имело место, то с "Платоном" все более-менее ясно. Ясно также и то, что когда вводится что-то новое, кто-то явно будет недоволен. Ясно и то, что какие-то проблемы в этом пока есть, но могут вноситься правки, все это может корректироваться и совершенствоваться. Практика применения "Платона" покажет, что и где не учли, но уверен, что это не вопрос для рассмотрения Конституционным судом", - добавил М.Барщевский, отметив, что не видит оснований для признания положений неконституционными.

Конституционность оспоренных норм поддержали также представители Государственной думы в КС РФ, президента и Совета Федерации. По мнению представителей властей, взимание платы за пользование дорогами не может рассматриваться в качестве налога, поскольку является целевым взносом, направленным на ремонт и строительство дорог.

Между тем в письменном отзыве Совета Федерации, представленном в КС РФ, говорится, что оператор системы (ООО "РТ-Инвест Транспортные системы") для обеспечения ее функционирования публикует в СМИ информацию о порядке взаимодействия владельца и оператора, касающуюся расчета и взимания платы.

"Из этого следует, что порядок взимания платы регулируется также актами, которые не являются нормативными правовыми актами, но при этом содержат значительное число нормативных по своему содержанию предписаний. Например, таким актом установлено, что основанием для отказа во внесении платы в счет возмещения вреда при оформлении маршрутной карты является наличие задолженности владельца транспортного средства перед федеральным бюджетом по внесению платы, что может рассматриваться как нарушение пределов допустимого регулирования оператором порядка взимания платы", - говорится в отзыве.

В 2015 году была введена плата за проезд по федеральным трассам для грузовых автомобилей. Собранные средства призваны частично возместить наносимый автомобилями ущерб трассам. Владельцы грузовиков обязаны зарегистрировать свои транспортные средства в системе "Платон" ("плата за тонны"), установить специальное бортовое устройство или оформить маршрутную карту перед выходом в рейс.

Несоблюдение этих правил влечет административную ответственность. Все собранные средства передаются оператором системы в доход федерального бюджета и поступают в федеральный дорожный фонд.

В КС РФ обратилась группа депутатов Госдумы, которые полагают, что данная плата не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности.