Санкт-Петербург. 18 ноября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Вероятность наводнения в Санкт-Петербурге стала крайне мала с началом функционирования Комплекса защитных сооружений (КЗС) в Финском заливе, убежден начальник Северо-Западного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) Валерий Цепелев.
"Построена дамба, и большая часть наводнений городу не страшна. По компьютерным моделям, с вероятностью раз в 10 тысяч лет может происходить наводнение высотой 5,4 метра, что тоже не страшно, поскольку дамба защищает... Защита города от наводнений сегодня (больше - ИФ) зависит от грамотного управления затворами дамбы, чем от погодных катастроф", - сказал Цепелев журналистам в понедельник.
При этом, отметил он, существует теоретическая возможность наводнения в городе при длительном закрытии дамбы.
"Сейчас очень часто возникают наводнения, которые длятся очень долго. В связи с этим дамба закрыта долго, и Нева наполняется не из Финского залива, а своими водами. Существует опасность, что при длительном закрытии дамбы поднятие воды в Невской губе может достичь 2,4 метра, что сопоставимо с наводнением 2005 года. Но риски крайне низки", - отметил он.
По данным специалиста, моделирование показало, что "при максимальных расходах в Неве, когда уровень Ладожского озера очень высокий, достаточно 48 часов, чтобы уровень Невы в городе превысил 2 метра".
"В реальности высокие уровни Ладожского озера бывают крайне редко. В 1924 году, например, был. И случаев закрытия дамбы на двое суток мы еще не наблюдали. Гипотетическая возможность того, что, закрыв "пробку в ванной", мы наполним ее до краев, существует, но по факту это крайне редкое явление", - сказал Цепелев.
По словам специалиста, модели показывают, что до 2050 года подъем уровня воды в Балтийском море не может превысить 6 см.
"Но почти все модели, которые предсказывали нам изменение климата за последние 20 лет, завышали и рост температуры, и подъем уровня. Сложно говорить, насколько поднимется уровень моря. Но даже если худший сценарий реализуется, это для города не страшно", - добавил он.
В свою очередь заместитель генерального директора по эксплуатации КСЗ Игорь Полищук отметил, что с 2011 года дамба защитила город от порядка 20 наводнений.
"Комплекс защитных сооружений уже 18 раз показал свою эффективную работу с момента открытия (с 2011 годы - ИФ). Максимальный уровень подъёма воды, который был предотвращен, был в декабре 2011 года, когда отметка воды могла достичь 2 метров 91 см, что стало бы четвёртым по уровню наводнений за всю историю. Но защита сработала, и уровень не превысил 160 см (выше ординара - ИФ)", - сказал Полищук.
Начальник управления экологии и системы предупреждения наводнений дирекции КЗС Роза Михайленко отметила, что за годы действия дамбы городу удалось избежать наводнений с потенциальным ущербом, превышающим стоимость сооружения.
"Окупаемость произошла где-то два года назад. Изначально этот процесс был рассчитан на 7 лет, но произошло досрочно", - сказала она, отметив, что стоимость строительства сооружений составила около 119 млрд рублей.
По словам Михайленко, больше половины наводнений, зарегистрированных в Петербурге за историю наблюдений, произошли в XX-XXI веке. "В XVIII веке произошло 75 наводнений, в XIX - 77, в XX и начале XXI - 156 наводнений", - отметила специалист.
Наводнение регистрируется в Петербурге при подъеме воды по гидропосту "Горный институт" до отметки 161 см, опасным для города является подъем воды выше 2 метров.
В состав Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений входит 11 каменно-земляных дамб, шесть водопропускных сооружений, два судопропускных сооружения, автомагистраль с двумя развязками и семью мостами, а также автомобильный тоннель. Длина КЗС - более 25 км. Строительство велось с 1979 по 2011 год.
нс ис
*** Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга